Урок 51. Основа предложения

Поделиться:
Конспект урока

Конспект урока по русскому языку

1 класс

Урок №51

Тема: Основа предложения

Цель: формирование представления об основе предложения.

Задачи:

Познавательные:

  • Формирование навыков вычленения главных членов предложения из его структуры,
  • Формирование навыка отличия предложение от набора слов,
  • Формирование навыка вычленения диалога из стихотворения

Развивающие:

  • Развитие навыков выразительного чтения,
  • Развитие навыков диалогической речи,
  • Развитие аналитического и критического мышления.

Воспитательные:

  • Воспитание ценностного отношения к русскому языку и русской культуре,
  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками,
  • Воспитание любви к русской речи.

Урок посвящен изучению основы предложения и её месту в предложении. В ходе урока учащиеся научатся находить основу предложения, различать и выделять главные и второстепенные члены предложения (без терминов), а также соотносить текст и рисунок, составлять речевое высказывание на основе текста и рисунка. Словарный запас учащихся пополнится такими терминами как «слова-названия предметов» и «слова-названия действий предметов».

Урок направлен на знакомство учащихся с приёмами установления основы предложения.

Тезаурус:

  1. Член предложения – это компоненты предложения (https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc1p/51974 ).
  2. Основа предложения – это слова, без которых предложение не имеет смысла.
  3. Второстепенные члены предложения – это слова, которые поясняют основу предложения.
  4. Слова – названия предметов – это слова, которые называют одушевленные и неодушевленные предметы и отвечают на вопросы «Кто?», «Что?» (кошка, стол).
  5. Слова – названия действий предметов – это слова, которые называют то, что делают предметы и отвечают на вопрос «Что делает?», «Что делают?» (поёт, гуляют).

Литература:

Русский язык. 1 кл. Учебник для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017. 143 с.

Открытые электронные ресурсы по теме: нет

Задания тренировочного модуля:

ТВ-6

Единичный выбор.

Учащимся нужно выбрать один правильный вариант ответа на предложенный вопрос.

Текст вопроса:

На какие вопросы отвечают слова основы в данном предложении:

«Золушка поливает розы».

А. Что? Что делает?

Б. Кто? Что делает?

В. Что? Что делают?

Г. Кто? Что делают?

Д. Что делает? Что?

Правильный ответ: Б

Неправильный ответы: А, В, Г, Д

Для правильного решения этого задания ученикам сначала нужно найти основу этого предложения: «Золушка поливает», а затем последовательно задать к каждому слову основы вопросы: «Кто поливает?» (Золушка), «Что делает Золушка?» (поливает).

ТВ-11

Установление соответствий между элементами двух множеств.

Текст вопроса:

Соедините основы предложения по смыслу.

Золушка учится

Собаки работает

Школьник убирается

Друзья поют

Мама рычит

Лев хрюкает

Свинья гуляют

Свиньи бежит

Атлет хрюкают

Певцы лают

Правильный ответ:

Золушка убирается

Собаки лают

Школьник учится

Друзья гуляют

Мама работает

Лев рычит

Свинья хрюкает

Свиньи хрюкают

Атлет бежит

Певцы поют

Неправильные ответы: все остальные комбинации слов.

Для успешного решения этого вопроса школьникам нужно не только обращать внимание на лексическую сочетаемость слов (собаки лают), но и на их грамматическую сочетаемость (свинья хрюкает, свиньи хрюкают).

ТВ-16

Раскраска

Текст вопроса:

На странице 15 учебника в упражнении 8 есть стихотворение-потешка.

  1. Прочитайте стихотворение про себя и найдите в нём диалог.

Вместе с другом прочитайте диалог вслух по ролям.

  1. Затем раскрасьте картинку, которая лучше всего подходит к диалогу.

Урок 51. Основа предложения Урок 51. Основа предложения

Урок 51. Основа предложения Урок 51. Основа предложения

Правильный вариант ответа:

  1. Диалог в стихотворении

— Куда, Фома, едешь?

— Еду сено косить.

— А на что тебе сено?

— Коровок кормить.

— На что тебе корова?

— Молоко доить.

— А зачем молоко?

— Ребяток кормить.

2. Правильная картинка.

Урок 51. Основа предложения Урок 51. Основа предложения

Урок 51. Основа предложения Урок 51. Основа предложения

Для правильного ответа на этот вопрос учащимся сначала нужно вспомнить черты такого вида речевой деятельности как диалогическая речь и её основные черты. После этого им необходимо обратить внимание на картинки. На трёх из них изображена лошадь, что подходит под диалог. Только на двух из них лошадь что-то везёт, что также отражает мыль диалога. Но только на одной из них лошадь везёт сено. Поэтому это картинку (номер 1) и надо раскрасить. Школьник раскрашивает картинку на своё усмотрение.

Основные результаты по итогам урока:

  1. Учащиеся узнают, что такое основа предложения и второстепенные члены предложения.
  2. Учащиеся умеют различать основу предложения и второстепенные члены предложения и выделять их в тексте.
  3. Учащиеся могут самостоятельно находить диалог в стихотворении.
  4. Учащиеся могут сами составлять предложения, используя основу предложения или подставлять второстепенные члены к основе.