Конспект урока
Русский язык
5 класс
Урок № 51
Синонимы
Перечень рассматриваемых вопросов
1. Синонимия, причины её существования в языке.
2. Понятие «контекстные синонимы», использование синонимов для связи предложений в тексте.
3. Синонимы, используемые в разных речевых ситуациях.
Тезаурус
Синонимы – слова одной части речи, близкие по значению, но разные по написанию.
Абсолютные синонимы – слова одной части речи, одинаковые по значению и сфере употребления.
Контекстные синонимы – слова, являющиеся синонимами только в рамках определённого текста.
Список литературы
Обязательная литература:
1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2019. – 191 с.
Дополнительная литература:
1. Абрамов Н. А. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. М.: Русские словари, 1999. – 111 с.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
В языке есть слова, которые обозначают одни и те же предметы, признаки, явления, действия. Каким мы назовём лицо улыбающегося человека? Можно назвать его счастливым, радостным, довольным – и всё это будет правдой. Кто-то скажет, описывая костёр, что видит огонь, другой – пламя, и оба будут правы. Слова, обозначающие одно и то же по-разному, называются синонимы. Синонимы должны принадлежать к одной части речи.
Почему нам нужно держать в языке несколько слов, чтобы назвать один предмет или действие? Посмотрите на эту пару синонимов: бежать – нестись. Как вы думаете, какой глагол использует спортивный комментатор в предложении «Спортсмен _____ со скоростью 25 километров в час»? Конечно, бежит, так как слово несётся, хоть и обозначает «быстро бежать», но является разговорным, а, значит, его нельзя использовать в официальных ситуациях. А чем отличаются слова замёрзнуть и закоченеть? Если мы хотим сказать, что кто-то очень сильно замёрз, то мы используем синоним – закоченел. Синонимы отличаются друг от друга сферой употребления или смысловыми оттенками.
Использование синонимов помогает сделать речь или текст разнообразней, красочней, избежать ненужных повторов. Посмотрите на это предложение: На столе стояла маленькая чашка на маленьком блюдце, в маленькой сахарнице лежали маленькие кубики сахара, а на краю стола – маленькая салфеточка. Зачем столько раз повторять слово маленький, если у нас в языке есть замечательные синонимы небольшой, крохотный, миниатюрный, крошечный и многие другие.
Кроме того, синонимы помогают связывать предложения. Прочитайте текст: Вася зашёл в магазин и хотел купить два пирожных. Когда мальчик подошёл к витрине, то увидел, что лакомства раскупили. Он решил, что вместо десерта купит цветы.
В этом тексте речь идёт о Васе и его желании купить пирожные. Но эти слова мы использовали лишь по одному разу, а в следующих предложениях заменили их. Всегда ли вместо слова Вася можно использовать слово мальчик? Нет, ведь Вася может быть и мужчиной, и даже котом! Слова, которые являются синонимами только в рамках одного текста, называются «контекстные синонимы».
Примеры заданий из Тренировочного модуля
Множественный выбор
Найдите все синонимы для слова красивый.
• Новый
• Прекрасный
• Великолепный
• Смехотворный
• Восхитительный
• Крупный
• Дивный
Для выполнения задания нужно применить алгоритм:
Подумать о лексическом значении данных слов, если слова близки по значению к слову красивый, значит, они являются синонимами.
Правильный ответ:
Слова прекрасный, великолепный, восхитительный, дивный описывают нечто красивое, приятное глазу, выдающееся своим внешним видом или качествами, то есть эти слова являются синонимами слова красивый.
Слово новый ничего не говорит о красоте предмета или явления, словом крупный мы обозначаем размер предмета, слово смехотворный имеет негативную окраску, а, значит, все эти слова не являются синонимами слова красивый.
Установление соответствий между элементами двух множеств
Соедините синонимы.
Группа один: букварь, ученик, еда, грустный.
Группа два: школьник, пища, печальный, азбука.
Чтобы выполнить это задание, необходимо применить алгоритм:
Необходимо установить лексическое значение каждого слова, а затем найти слово с близким лексическим значением.
Правильный ответ:
Букварь – азбука (оба слова обозначают книгу для первоначального обучения грамоте), ученик – школьник (любым из этих слов можно назвать учащегося в школе), еда – пища (то, что служит питанием), грустный – печальный (так мы назовём расстроенного человека).