Урок 52. Повторение пройденного по разделу «Числа, которые больше 1000. Умножение и деление (продолжение)»

Поделиться:
Конспект урока

Математика, 4 класс

Урок № 52. Повторение пройденного по разделу «Числа, которые больше 1000. Умножение и деление (продолжение)»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

— Как умножить число на сумму?

— Как умножить число на произведение?

— Как умножить многозначное число на трёхзначное?

— Как выполнить деление чисел, оканчивающихся нулями?

— Как найти неизвестную величину по двум известным в задачах на движение?

Глоссарий по теме:

Алгоритм – установленная последовательность действий, выполняемых по строго определённым правилам. Безошибочное следование этим правилам приводит к решению поставленной задачи.

Трёхзначное число – число, состоящее из трёх знаков.

Неполное произведение – результат умножения на число единиц, десятков, сотен.

Скорость – расстояние, пройденное объектом за единицу времени.

Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц):

1.Петерсон Л.Г. Математика. 3 класс. 3 ч. – М.: 2013. – стр. 96-98.

2. Математика. Учебник для 4 кл. нач. шк. В 2 ч./М.И. Моро, М.А. Бантова – М.: Просвещение, 2017.

3. Математика. 4 класс. Учебник. Часть1/ Н.Б.Истомина, Т.Н.Миракова, Т.Б.Бука. Смоленск.: Ассоциация XXI век, 2012. – стр. 58-64.

4. Математика. Учебник для 3 класса нач. шк. Часть 2/В.Н.Рудницкая, Т.В.Юдачёва. – М.: Вентана-Граф, 2015. – стр. 122-124.

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии);

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Вспомним приёмы умножения, с которыми познакомились ранее.

Умножение числа на сумму.

Урок 52. Повторение пройденного по разделу «Числа, которые больше 1000. Умножение и деление (продолжение)»

9 · 18 = 9 · (10 + 8) = 9 · 10 + 9 · 8 = 90 + 72 = 162

Умножим 9 на 18. Для этого число 18 заменим суммой разрядных слагаемых 10 и 8. Чтобы найти произведение 9 на сумму, умножим 9 на каждое слагаемое, а затем сложим полученные произведения. Девяносто и семьдесят два получится сто шестьдесят два.

Умножение числа на произведение.

Умножить число на произведение можно тремя способами.

Первый: вычислить произведение и умножить на него число. Восемь умножим на пять, получится сорок. Четыре умножим на сорок, получится сто шестьдесят.

Способ 1.

4 · (8 · 5) = 4 · 40 = 160

Второй: умножить число на первый множитель и результат умножить на второй множитель. Четыре умножим на восемь, получится тридцать два. Тридцать два умножим на пять, получим сто шестьдесят.

Способ 2.

(4 · 8) · 5 = 32 · 5 = 160

Третий: умножить число на второй множитель и результат умножить на первый множитель. Четыре умножим на пять, получится двадцать. Двадцать умножим на восемь, получим сто шестьдесят.

Способ 3.

(4 · 5) · 8 = 20 · 8 = 160

В математике это называется сочетательным способом умножения.

Умножение столбиком.

Умножим первый множитель четыреста тридцать восемь на число единиц шесть, получим первое неполное произведение две тысячи шестьсот двадцать восемь. Умножим первый множитель на число десятков четыре. Начнем записывать результат под десятками. Получим второе неполное произведение одна тысяча семьсот пятьдесят два десятка. Умножим первый множитель четыреста тридцать восемь на число сотен два. Результат начинаем записывать под сотнями. Получим третье неполное произведение восемьсот семьдесят шесть сотен. Сложим все неполные произведения. В результате получим сто семь тысяч семьсот сорок восемь.

4

3

8

2

4

6

2

6

2

8

1

7

5

2

8

7

6

1

0

7

7

4

8

Урок 52. Повторение пройденного по разделу «Числа, которые больше 1000. Умножение и деление (продолжение)»

Умножу первый множитель на число единиц.

Умножу первый множитель на число десятков.

Умножу первый множитель на число сотен.

Сложу неполные произведения.

Читаю ответ.

Деление чисел, оканчивающихся нулями.

Разделим числа сорок девять тысяч восемьсот на шестьсот. Выделяем первое неполное делимое, это число четыре тысячи девятьсот восемьдесят. В частном получится две цифры. Для нахождения первой цифры частного, нужно четыре тысячи девятьсот восемьдесят разделить на шестьсот, или сорок девять разделим на шесть, получится восемь. Столько десятков будет в частном. Умножим шестьсот на восемь, получим четыре тысячи восемьсот. Столько десятков разделили. Вычитаем четыре тысячи восемьсот из четырех тысяч девятьсот восьмидесяти, получается сто восемьдесят. Столько десятков осталось разделить. Теперь надо сравнить остаток с делителем. Сто восемьдесят меньше шестьсот, значит цифра восемь в частном в разряде десятков подобрана верно. Образуем следующее неполное делимое. Это одна тысяча восемьсот. Делим одну тысячу восемьсот на шестьсот. Для этого надо разделить восемнадцать на шесть, получим три. Столько единиц будет в частном. Умножим шестьсот на три, получим одну тысячу восемьсот. Столько единиц разделили. Вычтем одну тысячу восемьсот из одной тысячи восемьсот, получим ноль. Деление закончили.

Урок 52. Повторение пройденного по разделу «Числа, которые больше 1000. Умножение и деление (продолжение)»

Урок 52. Повторение пройденного по разделу «Числа, которые больше 1000. Умножение и деление (продолжение)»

Правила нахождения величин движения.

В задачах на движение речь идёт о трёх взаимосвязанных величинах: скорости, времени и расстоянии.

Урок 52. Повторение пройденного по разделу «Числа, которые больше 1000. Умножение и деление (продолжение)»

Чтобы найти скорость, нужно расстояние разделить на время.

Скорость = Расстояние : Время

Если известны скорость и время, можно узнать расстояние. Для этого скорость умножим на время.

Расстояние = Скорость · Время

И, чтобы узнать время движения мы расстояние разделим на скорость

Время = Расстояние : Скорость

Задания тренировочного модуля:

1. Угадайте, какое число задумал Вишенка, если оно – наименьшее возможное. Заполните цепочку.

Урок 52. Повторение пройденного по разделу «Числа, которые больше 1000. Умножение и деление (продолжение)»

Как называется последнее число цепочки? ________

Правильный ответ:

20000; 100; 1; 900; 810000; 910000; 1000000; миллион

72 · 4

2. Выберите верное решение задачи и подчеркните его номер.

Самолёт пролетел за 2 ч 1800 км, затем снизил скорость на 100 км/ч. какой стала скорость самолёта?

Варианты ответа:

Решение 1.

1800 : 2 = 900 (км/ч)

Ответ: скорость самолёта 900 км/ч.

Решение 2.

1) 1800 : 2 = 900 (км/ч)

2)900 + 100 = 1000 (км/ч)

Ответ: скорость самолёта стала 1000 км/ч.

Решение 3.

1) 1800 : 2 = 900 (км/ч)

2)900 – 100 = 800(км/ч)

Ответ: скорость самолёта стала 800 км/ч.

Правильный ответ:

Решение 3.

1) 1800 : 2 = 900 (км/ч)

2)900 — 100 = 800(км/ч)

Ответ: скорость самолёта стала 800 км/ч