Конспект урока
Математика
6 класс
Урок № 52
Решение задач с помощью уравнений. Часть 2.
Перечень рассматриваемых вопросов:
- Запись условия задачи с помощью уравнения.
- Решение задач с помощью уравнений.
Тезаурус
Уравнение – равенство содержащее букву, значение которой надо найти.
Решить уравнение – значит найти все его корни.
Корнем уравнения называют такое число, при подстановке которого в уравнение вместо неизвестного, получается верное числовое равенство.
Основная литература
Никольский С. М. Математика. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений // С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников и др. — М.: Просвещение, 2017. — 258 с.
Дополнительная литература
Чулков П. В. Математика: тематические тесты. 5-6 кл. // П. В. Чулков, Е. Ф. Шершнёв, О. Ф. Зарапина. — М.: Просвещение, 2009. — 142с.
Шарыгин И. Ф. Задачи на смекалку: 5-6 кл. // И. Ф. Шарыгин, А. В. Шевкин. — М.: Просвещение, 2014. — 95с.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Для решения любой задачи важно хорошо изучить её условие, определить исходные данные и найти взаимосвязь известных величин с искомыми.
На прошлом занятии мы узнали, как составить уравнение, чтобы решать те или иные задачи. Сегодня мы рассмотрим ещё несколько типов задач, которые можно решить с помощью уравнений.
В группе детского сада 26 детей и мальчиков на 4 больше, чем девочек. Сколько мальчиков и девочек в группе?
Решение:
Пусть х – количество девочек в группе.
Тогда мальчиков: х + 4.
Всего детей в группе 26.
Уравнение имеет следующий вид:
x + х + 4 = 26
2х = 26 – 4
2х = 22
x = 22 : 2
x = 11 – количество девочек в группе.
Тогда мальчиков: 11 + 4 = 15 человек.
Ответ: в группе 11 девочек и 15 мальчиков.
Решим ещё одну задачу.
У двух подруг была равная сумма денег. Первая купила 5 одинаковых шоколадок, и у неё осталось 50 рублей. Вторая купила 3 шоколадки за ту же цену, и у нее осталось 120 рублей. Какова цена одной шоколадки?
Решение:
Пусть х – рублей цена одной шоколадки.
Тогда у первой девочки было (5х + 50) рублей.
У второй девочки было (3х + 120) рублей.
Так как у подруг было равное количество денег, приравняем полученные выражения:
5х + 50 = 3х + 120
5х – 3х = 120 – 50
2х = 70
x = 70 : 2
x = 35 рублей – цена одной шоколадки
Ответ: шоколадка стоит 35 рублей.
Задача решена.
Задача на движение.
Расстояние от одного города до другого катер по течению проплыл за 5 часов, а против течения за 6 часов. Скорость течения реки 2 км/ч. Найдите собственную скорость катера.
Решение: Для решения данной задачи составим таблицу, по которой составим уравнение.
Направление | Скорость (км/ч) | Путь (км) | Время (ч) |
По течению | x + 2 | одинаково | 5 |
Против течения | x – 2 | одинаково | 6 |
Пусть х км/ч. – скорость катера в стоячей воде (собственная скорость катера).
Тогда скорость катера по течению (х + 2) км/ч.
Скорость против течения (х – 2) км/ч
Так как путь находится по формуле: S = v · t
При этом расстояние между городами не меняется, то есть по течению и против течения катер прошёл одно и то же расстояние.
Путь по течению равен 5(х + 2) км.
Путь против течения равен 6(х – 2) км.
Составим уравнение:
5(х + 2) = 6(х – 2)
Решаем уравнение:
5х + 10 = 6х – 12;
5х – 6х = – 12 – 10;
– х = – 22;
Умножим обе части уравнения на (– 1):
x = 22.
Ответ: собственная скорость катера 22 км/ч.
Разбор заданий тренировочного модуля
Тип 1. В одном ящике в 4 раза больше печенья, чем в другом. Из первого ящика переложили во второй 12 кг, и масса печенья стала одинакова в каждом ящике. Какова масса печенья в первом ящике?
Решение: пусть х кг печенья – во втором ящике. Тогда исходя их условия задачи в первом 4х кг, т.к. в 4 раза больше. Если переложить 12 кг из одного ящика в другой, то получим следующие выражения 4х – 12 и х + 12. После того, как переложили печенье, его оказалось равная масса в обоих ящиках, приравняем выражения:
4х – 12 = х + 12
Перенесём 12 в правую часть уравнения с противоположным знаком, а х в левую часть тоже с противоположным знаком, получаем:
4х – х = 12 + 12
Вычислим правую и левую части уравнения:
3х = 24
Разделим обе части уравнения на 3:
x = 8 кг
Это масса печенья во втором ящике, тогда в первом в 4 раза больше, т.е.
8 · 4 = 32 кг
Ответ: 32 кг масса печенья в первом ящике.
Тип 2. На улице было несколько собак. На всех у них лап на 20 больше, чем ушей. Сколько собак было на улице?
Решение: У каждой собаки 2 уха и 4 лапы. Исходя из этого, составим уравнение. Пусть х – количество собак. Тогда количество ушей составляет 2х, а лап 4х. Разница между количеством лап и ушей равна 20.
Составим уравнение:
4х – 2х = 20
Выполним действие в правой части уравнения, получим:
2х = 20
Разделим обе части уравнения на 2:
x = 10 – это и есть количество собак.
Ответ 10 собак было на улице.