Конспект урока
Конспект урока по русскому языку
1 класс
Урок №52
Тема:
Слова-названия предметов, признаков и действий предметов и явлений.
Цель: ознакомление с различными членами предложения, их ролью в нём.
Задачи:
Познавательные:
- Формирование навыков вычленения главных и второстепенных членов предложения из его структуры
- Формирование навыков описания схемы, её анализа,
- Формирование умения постановки вопросов к словам.
Развивающие:
- Развитие когнитивных способностей.
- Развитие навыков выразительного чтения,
- Развитие аналитического и критического мышления.
Воспитательные:
- Воспитание ценностного отношения к русскому языку и русской культуре,
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками,
- Воспитание любви к русской речи.
Урок посвящен знакомству с разными членами предложения, их ролью в предложении. В ходе урока учащиеся научатся анализировать схему и составлять по ней сообщение, правильно классифицировать слова, называющие предметы, признаки, действия и ставить к ним вопросы кто? что? какой? какая? какое? какие? что делает? что делают? Также учащиеся приобретут опыт в различении слова, обозначающих предметы, признаки и действия по лексическому значению и вопросам.
Урок направлен на формирование у учащихся навыка классификации частей предложения.
Тезаурус:
- Член предложения – это компоненты предложения (https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc1p/51974 ).
- Основа предложения – это слова, без которых предложение не имеет смысла.
- Второстепенные члены предложения – это слова, которые поясняют основу предложения.
- Слова – названия предметов – это слова, которые называют одушевленные и неодушевленные предметы и отвечают на вопросы «Кто?», «Что?» (кошка, стол).
- Слова – названия действий предметов – это слова, которые называют то, что делают предметы и отвечают на вопросы «Что делает?», «Что делают?» (поёт, гуляют).
- Слова – названия признаков предметов – это слова, которые описывают предметы и отвечают на вопросы: «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?» (красный, интересная, новое, весёлые).
- Одушевленный – предмет, относящийся к миру живых существ, живой (https://all_words.academic.ru/53246 )
- Неодушевленный – предмет, не относящийся к миру живых существ (https://dic.academic.ru/contents.nsf/efremova/ )
Литература:
Русский язык. 1 кл. Учебник для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017. 143 с.
Открытые электронные ресурсы по теме:
- https://ok.ru/video/12492277156?fromTime=120
- https://ok.ru/video/12479825174?fromTime=399
- https://ok.ru/video/12400395691
Задания тренировочного модуля:
ТВ-3
Множественный выбор.
Учащимся нужно выбрать несколько правильных вариант ответа на предложенный вопрос.
Текст задания:
Выберите слова, который отвечают на вопрос «Что делает?». Может быть несколько правильных вариантов ответа.
Варианты ответа:
а) поёт
б) рисуют
в) играют
г) говорит
д) мечтает
Правильные ответы: А, Г, Д
Неправильные ответы: Б, В
Для правильного решения этого задания ученикам сначала нужно вспомнить правило о том, к каким словам ставится вопрос «Что делает?» (один), а к каким «Что делают?» (много). А затем надо понять, сколько человек совершают действие – один или много. Только после этого они могут выбрать правильный ответ.
ТВ-17
Подстановка элементов в пропуски в тексте.
Учащимся нужно дополнить таблицу необходимой информацией.
Текст вопроса:
Восстановите таблицу. Допишите пропущенные вопросы.
Слово | Вопрос |
Слово – название предмета | Кто? |
Слово – название действия предмета | Что делает? |
Слово – название признака предмета | Какой? Какая? |
Правильный ответ:
Слово | Вопрос |
Слово – название предмета | Кто? Что? |
Слово – название действия предмета | Что делает? Что делают? |
Слово – название признака предмета | Какой? Какая? Какое? Какие? |
Неправильные ответы: все остальные варианты.
Для успешного решения этого вопроса школьникам нужно вспомнить, какие вопросы мы задаём к каждой из частей речи.
ТВ-16
Раскраска
Текст вопроса:
Друзья поспорили, какие из этих слов в предложении отвечают на вопрос: «Какой?». Раскрасьте того мальчика, который выбрал правильные слова.
Он должен быть рыжеволосым, в зелёной футболке и шортах, с синим рюкзаком и в коричневых ботинках.
Наступила золотая осень. Тихо дует осенний ветерок, засыпает старый сад, а на деревьях желтеют листья. Скоро наступят первые морозы и выпадет первый легкий свежий снег. Я уже приготовил тёплую одежду. Вот моя зимняя куртка, а вот большой тёплый шарф. Они мне скоро очень пригодятся.
Первые
Тёплую
Приготовил
Зимняя
Золотая
Желтеют
Большой
Осенний
Старый
Первый
Легкий
Свежий
Большой
Тёплый
http://moi-raskraski.ru/images/raskraski/raznie/malchik/raskraski-malchik-11.jpg
Правильный ответ:
Первые
Тёплую
Приготовил
Зимняя
Золотая
Желтеют
Большой
Осенний
Старый
Первый
Легкий
Свежий
Большой
Тёплый
http://moi-raskraski.ru/images/raskraski/raznie/malchik/raskraski-malchik-11.jpg
Для правильного ответа на этот вопрос учащимся сначала нужно вспомнить правило, которое описывает, к каким словам мы ставим вопрос «Какой?». Они вспоминают, что это признаки предмета мужского рода (он) и вычленяют их из текста.
Основные результаты по итогам урока:
- Учащиеся узнают, почему к разным словам мы задаём разные вопросы.
- Учащиеся умеют вычленять из предложения слова, отвечающие на разные вопросы.
- Учащиеся могут самостоятельно анализировать схему по данной теме.
- Учащиеся могут сами задавать правильные вопросы к словам.