Урок 52. Сочинение по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь»

Поделиться:
Конспект урока

Русский язык

5 класс

Урок № 52

Сочинение по картине

И. Э. Грабаря «Февральская лазурь»

Перечень рассматриваемых вопросов

1. Особенности сочинения по картине как вида сочинения-описания.

2. Использование средств художественной выразительности в сочинении-описании.

Тезаурус

Описание – тип речи, в котором раскрываются признаки и свойства различных предметов или явлений.

Пейзаж – жанр живописи, в котором основным предметом изображения является природа.

Список литературы

Обязательная литература:

Обязательная литература:

1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2019. – 192 с.

Дополнительная литература:

1. Никитина Е. И. Русская речь. Учебное пособие по развитию речи. 5 – 7 классы. – М.: Просвещение, 1992. – 192 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Для чего мы пишем сочинения? Чтобы развить свою речь, научиться передавать мысли, чувства другим людям как можно точнее. Написать хорошее сочинение, как и любой текст, не так-то просто!

Наверняка у вас бывало, что вы рассказываете другу о чём-то важном, а он вас совсем не понимает или, что ещё хуже, понимает неправильно. Почему так получается? Значит, вы выбрали не те слова, или плохо построили предложения, или скучно рассказываете.

Такое может произойти и с письменным текстом. Если плохо его построить или подобрать не самые точные слова, то ваше сочинение развалится!

Сегодня мы подготовимся к сочинению по картине. Что это значит? Вам нужно словами описать то, что изобразил художник. Перевести с языка красок на язык слов. Как это можно сделать? Для начала нужно определить, к какому жанру относится картина. Если на картине изображён человек или группа людей, мы назовём это портретом. Если картина изображает природу, то это пейзаж. Если на полотне неодушевлённые предметы (например, ваза с фруктами), то это натюрморт. Это самые крупные жанры живописи.

Внимательно посмотрите на картину. Ответьте на вопросы: что изображено на переднем плане картины? На заднем плане? Можно ли выделить значимые детали? Какие краски использует художник, какие цвета и оттенки преобладают? Постарайтесь ответить на вопрос, почему художник дал своему произведению такое название. Не забудьте написать о своих впечатлениях от картины. Может быть, вы видели похожий пейзаж? Или эта сцена напомнила вам эпизод из жизни?

Составьте план сочинения. Во вступлении обязательно нужно назвать автора картины, год создания, название. В основной части опишите то, что изображено на полотне, используйте известные вам средства художественной выразительности: сравнения, синонимы, эпитеты, метафоры, олицетворения. В заключении расскажите о своих чувствах, вызванных картиной. Может быть, вы захотите процитировать подходящее стихотворение или высказывание. Перечитайте вашу работу, уберите лишние слова, повторы, исправьте ошибки.

Давайте разберём подробнее сочинение по картине И. Грабаря «Февральская лазурь».

Урок 52. Сочинение по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь»

Во вступлении расскажите о том, что картина Игоря Эммануиловича Грабаря написана в 1904 году. Название картины «Февральская лазурь». Жанр – пейзаж, написано маслом.

В основной части опишите берёзу на переднем плане, её ствол, ветви. Опишите деревья, стоящие за ней, и лес на заднем плане. Детали: тени на снегу, прошлогодняя листва на ветвях. Загляните в словарь синонимов, чтобы сделать своё описание живым, ярким.

В заключении напишите о том, какие чувства вызывает у вас эта картина, что она вам напоминает. Прочитайте слова художника об истории создания полотна: «Я стоял около дивного экземпляра берёзы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на неё, я уронил палку и нагнулся, чтобы её поднять. Когда я взглянул на верхушку берёзы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединённые голубой эмалью неба. Природа как будто праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу».

Напишите, удалось ли вам прочувствовать то, о чём говорит автор? Не бойтесь использовать восклицательные предложения для передачи своих эмоций.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Установление соответствий между элементами двух множеств

Для описания красок пейзажа Вам понадобятся разнообразные синонимы. Подберите их.

1. Голубой, белый, чёрный, серый;

2. Серебристый, белоснежный, угольный, бирюзовый.

Для выполнения задания нужно применить алгоритм:

Синонимы – это слова с близким лексическим значением. Подберём такие пары. Серебристый может быть синонимом и белого, и серого, но так как среди вариантов есть слово белоснежный, то серебристый в данном случае будет парой к слову серый, а белоснежный синонимом белого. Угольный (то есть чёрный как уголь) – синоним чёрного, а бирюзовый (от названия минерала бирюза, который может быть разных оттенков синего и зелёного) синоним голубого.

Правильный ответ:

Серый – серебристый, белый – белоснежный, чёрный – угольный, голубой – бирюзовый.

Подчёркивания / зачёркивания элементов

Вычеркните лишние слова.

Изображая живописью зимний пейзаж с природой, Грабарь использует множество оттенков голубого цвета.

Чтобы выполнить это задание, необходимо применить алгоритм: подумаем, что хотел сказать автор и какие слова нарушают смысловую цельность текста или являются лишними. В словосочетании «изображая живописью» слово живопись используется неверно, так как живопись – это вид искусства, это слово можно убрать без ущерба для смысла предложения. В словосочетании «пейзаж с природой» явная избыточность, так как в значении слова пейзаж уже содержится указание на то, что на картине мы увидим природу.

Правильный ответ:

Изображая живописью зимний пейзаж с природой, Грабарь использует множество оттенков голубого цвета.