Конспект урока
Урок № 53 для 1 класса по теме «Главные члены предложения. Первичные представления о главных членах предложения»
Цель урока: познакомить учащихся с главным членами предложения – с понятиями «подлежащее» и «сказуемое» и их нахождением в предложении.
Задачи:
Познавательными задачами являются: формирование навыков вычленения главных членов предложения из его структуры и их графическое выделение. Формирование понятий «подлежащее» и «сказуемое» на основе ознакомления с их существенными признаками.
Развивающими задачами являются: развитие навыков выразительного чтения, развитие навыков диалогической речи, развитие аналитического мышления.
Воспитательными задачами являются: воспитание ценностного отношения к русскому языку и русской культуре, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, воспитание стремления к сотрудничеству
Тезаурус:
- Подлежащее – это главный член предложения, который обозначает предмет.
- Сказуемое – это главный член предложения, который связан с подлежащим и обозначает действие предмета.
- Основа предложения – это слова, без которых предложение не имеет смысла.
- Второстепенные члены предложения – это слова, которые поясняют основу предложения.
- Слова – названия предметов – это слова, которые называют одушевленные и неодушевленные предметы и отвечают на вопросы «Кто?», «Что?» (кошка, стол).
- Слова – названия действий предметов – это слова, которые называют то, что делают предметы и отвечают на вопросы «Что делает?», «Что делают?» (поёт, гуляют).
Слова-названия признаков предмета – это слова, которые описывают предметы. Отвечают на вопросы: «Какой?» «Какая?» «Какие?»
Литература:
Русский язык. 1 кл. Учебник для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017. 143 с.
Открытые электронные ресурсы по теме: нет
Задания тренировочного модуля:
Ребёнку предлагается выполнить задания (тестовые вопросы) для отработки и закрепления полученных знаний. Ниже представлены некоторые задания из урока. Тематика большинства задания привязана к известным сказкам. Это сделано для того, чтобы ребёнку было интереснее работать с новым материалом.
ТВ- 1
Текст задания: Как вы думаете, что такое основа предложения? Выбери только один правильный вариант ответа.
Варианты ответа:
А) это слова, без которых нельзя понять, о чём говорится в предложении
Б) это слова, без которых можно понять, о чём говорится в предложении
В) это слово – название предмета
Г) это слово – название действия предмета
В уроке проводится работа с иллюстрациями.
ТВ-7
Текст вопроса:
Внимательно рассмотрите картинки, затем прочитайте предложения. Соотнесите предложения с картинками, (напишите эти предложения под картинками), а потом выделите в предложениях грамматические основы.
- Добрая фея коснулась Золушки своей палочкой.
- Огромный лист с маленькой Дюймовочкой плыл очень быстро.
- Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей.
А.
Б.
В.
ТВ-12
Текст вопроса:
Запишите данные ниже слова в таблицу.
Текст вопроса:
Прочитайте отрывок из стихотворения А. С. Пушкина и выпишите из всех предложений подлежащее, сказуемое и второстепенные члены предложения. Основу предложения (подлежащее и сказуемое) в левую колонку, а второстепенные члены предложения в правую колонку.
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Основа предложения (подлежащее и сказуемое) | Второстепенные члены предложения |
К планируемым результатам работы с данным электронным уроком можно отнести то, что в процессе урока ребёнок:
- Овладеет приёмами установления подлежащего и сказуемого.
- Овладеет приёмами установления второстепенных членов предложения.
- Запомнит алгоритм выделения в предложении главных членов.
- Научится анализировать слова разных групп: слова-названия предметов, слова-названия действий предметов, слова-названия признаков предметов.
- Научиться изучать и сравнивать таблицы и изображения.