Конспект урока
Математика, 2 класс
Урок №53. Конкретный смысл действия деление.
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
1. Что такое деление?
2. Как правильно оформить запись нового действия?
Глоссарий по теме:
Умножение – это сложение одинаковых слагаемых. Знак умножения — *, х.
Компоненты умножения: первый множитель, второй множитель.
Произведение – результат умножения двух и более чисел.
Переместительное свойство умножения – от перестановки мест множителей произведение не изменяется. С помощью букв переместительное свойство умножения записывают так: a • b = b • a.
Деление – действие обратное умножению.
Обязательная литературы и дополнительная литература:
- Моро М. И., Бантова М. А. и др. Математика 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. М.; Просвещение, 2017. – с. 62.
- С. И. Волкова. Математика 2 класс. Тетрадь учебных достижений. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. М.; Просвещение, 2018. – с. 44-47.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Рассмотрим рисунок. Выполним задание.
Клоун раздаёт детям двенадцать воздушных шариков, по четыре шарика каждому ребёнку. Сколько детей получат шарики?
Клоун взял 4 шарика и отдал их Оле. Затем клоун взял ещё 4 шарика и отдал их Диме.
Оставшиеся 4 шарика клоун отдал Лене.
Клоун брал по 4 шарика 3 раза. Клоун раздал все 12 шариков.
12 : 4 = 3 (р.)
Вы видите схему решения этого задания.
Мы применили новое действие – деление.
Деление – действие обратное умножению.
Решим задачу: На конверты наклеили 6 марок, по 2 марки на каждый конверт. Сколько получилось конвертов с марками?
Для решения этой задачи надо узнать, сколько раз по 2 содержится в 6. Такие задачи решаются делением. Знак деления – две точки (:).
Решение записывают так: 6 : 2 = 3 (к.)
Ответ: 3 конверта.
Решим ещё задачу: На 3 конверта наклеили 6 марок поровну. Сколько марок наклеили на один конверт?
Для решения этой задачи надо узнать, сколько раз по 3 содержится в шести. Такие задачи решаются делением.
Решение: 6 : 3 = 2 (м.)
Ответ: 2 марки приклеили на один конверт.
Читают запись так: 6 разделить на 3, получится 2.
Вывод: задания, в которых надо общее число раздать, разложить, разделить поровну (по 2, по 3 и т.д.) и узнать, сколько групп получилось, решают новым действием – деление. Знак деления – две точки (:).
Записывают так: 12 : 6 = 2; 12 : 2 = 6; 6 : 3 = 2; 6 : 2 = 3.
Ответим на вопросы, поставленные в начале урока.
Деление – это четвёртое арифметическое действие.
Деление – действие обратное умножению. Знак деления – две точки (:).
Записывают так: 12 : 6 = 2. Читают: 12 разделить на 6, получится 2.
Выполним несколько тренировочных заданий.
1. Выполните задание.
12 тетрадей нужно раздать трём ученикам поровну. Сколько тетрадей получит каждый?
12 : 3 = 4 (т.)
10 карандашей нужно раздать 2 ученикам поровну. Сколько карандашей получит каждый?
Тетради раздавали, то есть делили. Выполним действие деление.
10 : 2 = 5 (т.)
2. Выберите правильное решение задачи.
На 6 рубашек пришили 12 пуговиц. Сколько пуговиц пришили на одну рубашку?
- 12 + 6 = 18 (п.)
- 12 – 6 = 6 (п.)
- 12 : 6 = 2 (п.)
Проверьте. 12 : 6 = 2 (п.). Правильное решение 3.