Урок 53. Приём сложения с переходом через десяток: «+2»

Поделиться:
Конспект урока

Математика, 1 класс

Урок 53. Приём сложения с переходом через десяток: □ + 2

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Приём прибавление по частям 9 + 2 = 9 + 1 + 1.
  2. Вычисления с переходом через десяток.
  3. Состав чисел.
  4. Запоминание примера 9 + 2 = 11.

Глоссарий по теме

  1. Состав чисел.
  2. Сложение чисел.

Ключевые слова

Сложение, десяток, состав чисел.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика. Учебник. 1 кл. 2 ч., с. 66.
  2. Моро М. И., Волкова С. И. Для тех, кто любит математику. 1 класс, с. 35
  3. Моро М. И., Волкова С.И. Математика. Рабочая тетрадь. 1 кл. В 2 ч. Ч. 2., с. 34.
  4. Волкова С. И. Устные упражнения. 1 класс. Математика. 2016, с. 50.
  5. Электронное приложение к учебнику «Математика», 1 класс, авторы С. И. Волкова, М. К. Антошин, Н. В. Сафонова.

На уроке мы познакомимся с приёмом сложения с переходом через десяток (□ + 2).

Основное содержание урока

Урок 53. Приём сложения с переходом через десяток: «+2»

Урок 53. Приём сложения с переходом через десяток: «+2»

Урок 53. Приём сложения с переходом через десяток: «+2»

Проблемная ситуация.

Перед вами две корзинки.

Разложите в них урожай. Сортируй яблоки так: в одну корзинку – лёгкие примеры (ответ до 10), в другую – трудные (ответ больше, чем 10).

Урок 53. Приём сложения с переходом через десяток: «+2»

Урок 53. Приём сложения с переходом через десяток: «+2»

Это верный ответ.

Проверим первую корзинку:

6 + 3 = 9

3 + 3 = 6

5 + 3 = 8

4 + 4 = 8

1 + 3 = 4

Сосчитать эти примеры было легко, потому что мы знаем состав чисел и таблицу сложения до 10.

Теперь проверим вторую корзинку.

Прочитаем выражения: 5 + 7, 9 + 2, 6 + 8, 5 + 8, 7 + 4, 8 + 8.

Эти примеры не очень легко сосчитать. Почему?

В них ответ – больше, чем 10.

  1. Тема урока.

Решение примеров, где в ответе получается больше 10.

  1. Актуализация знаний.

Решим первый пример 5 + 7 вместе.

Воспользуемся алгоритмом вычислений.

Урок 53. Приём сложения с переходом через десяток: «+2»

Чтобы к пяти прибавить семь, надо число семь разложить на удобные слагаемые так, чтобы было удобно добавить пять до десяти. Это числа 5 и 2. Потом прибавить к 10 второе удобное слагаемое, число 2. Ответ 12.

Запишем вычисления: 5 + 7 = 5 + 5 + 2 = 10 + 2 = 12

  1. Практическая работа.

Пользуясь алгоритмом, реши остальные примеры:

6 + 8, 5 + 8, 7 + 4, 8 + 8.

Проверь решение:

6 + 8 = 6 + 4 + 4 = 10 + 4 = 14

5 + 8 = 5 + 5 + 3 = 10 + 3 = 13

7 + 4 = 7 + 3 + 1 = 10 + 1 = 11

8 + 8 = 8 + 2 + 6 = 10 + 6 = 16

Вы справились с самостоятельной работой, а значит, научились решать примеры по алгоритму.

У нас остался только один нерешённый пример 9 + 2.

Решим его, выполнив промежуточные вычисления в уме: 9 + 2 =11

  1. 1

Этот пример 9 + 2 = 11надо ЗАПОМНИТЬ. Это поможет вам решать более трудные примеры быстро.

Помощницей для вас будет таблица сложения в пределах 20.

Урок 53. Приём сложения с переходом через десяток: «+2»

Чтобы найти ответ при сложении чисел 9 и 2, надо назвать число на пересечении строки или столбика с числом 2 и столбика или строки с числом 9.

Урок 53. Приём сложения с переходом через десяток: «+2»

Итог урока.

Сегодня на уроке вы:

  • упражнялись в сложении однозначных чисел с переходом через 10.
  • вы запомнили выражение 9 + 2 = 11

Разбор заданий.

Сложение по частям. Укажите верное решение: 5 + 9 =

Мы знаем, что второе слагаемое надо разложить на части, и к пяти прибавить такое число, чтобы сумма первых двух слагаемых была равна 10. 5 +5 = 10, остаётся 4 (9 – 5 = 4), следовательно, раскладываем выражение: 5 + 5 + 4 = 14.

Логическая задача. Три девочки: Роза, Маргарита и Анюта представили на конкурс цветоводов корзины выращенных ими роз, маргариток и анютиных глазок. Девочка, вырастившая маргаритки, обратила внимание Розы на то, что ни у одной из девочек имя не совпадает с названием любимых цветов. Какие цветы вырастила каждая из девочек? Роза вырастила анютины глазки, Маргарита вырастила розы, а Анюта вырастила маргаритки.