Урок 54. Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих

Поделиться:
Конспект урока

Русский язык. 3 класс.

Урок 54.

Тема. Мягкий знак на конце существительных после шипящих

Цель:

познакомиться с орфограммой «Мягкий знак (ь) на конце существительных после шипящих».

Задачи:

научиться определять орфограмму;

научиться намечать способ проверки орфограммы «Мягкий знак (ь) на конце существительных после шипящих».

Тезаурус

Мягкий знак на конце существительных женского рода после шипящих пишется: мышь, печь, ложь, рожь.

На конце существительных мужского рода после шипящих мягкий знак не пишется: гараж, борщ, врач, нож.

Проверяемое слово – это слово, в котором проверяется написание буквы «ь» на конце существительных после шипящих.

Основная и дополнительная литература по теме урока

1. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций В 2 ч. Ч. 1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2017.

2. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 3 класс. Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразоват. организаций. – М.: Просвещение, 2017.

Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. –М.: Просвещение, 2017.

Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. –М.: Просвещение, 2017.

Открытые электронные ресурсы по теме урока

Канакина В. П. и др. Русский язык. 3 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. http://school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=41635

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Рассмотрите рисунки. Прочитайте записи. Произнесите слова, определите звуки на конце слов, сравните их.

Урок 54. Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих     Урок 54. Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих   Урок 54. Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих    Урок 54. Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих

Нож                                               Врач. Рожь.      Мышь

Как видно, на рисунках изображены нож, врач, рожь, мышь.

Как видно, на конце одних существительных пишется ь, на конце других существительных мягкий знак не пишется. Почему?

Произнесите названия этих слов, определите, какой звук слышите на конце слов:

но[ш], вра[ч], ро[ш], мы[ш].

На конце этих слов слышите звуки [ш], [ч], [ш], [ш]. Эти звуки шипящие.

Определите род этих существительных:

  • он (мой) нож,
  • он (мой) врач,
  • она (моя) рожь,
  • она (моя) мышь.

На конце существительных женского рода после шипящих пишется мягкий знак: мышь, печь, ложь, рожь. Мягкий знак в этих словах показывает, что эти имена существительные женского рода. На конце существительных мужского рода после шипящих мягкий знак не пишется: гараж, борщ, врач, нож.

Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих – это орфограмма.

Как определить орфограмму «Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих»?

Прочитайте слово: стриж. Стриж – это птица.

Урок 54. Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих

Произнесите слово, определите звук на конце: стри[ш]. На конце слова слышите шипящий [ш]. Определите, какую букву надо писать на конце слова, найдите проверочное слово: стрижи. Значит, на конце слова надо писать букву ж. Решите, надо ли писать мягкий знак. Для этого определите род имени существительного: он (мой) стриж. Это существительное мужского рода: мягкий знак не пишется.

Прочитайте слово: брошь. Брошь – это украшение.

Урок 54. Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих

Произнесите слово, определите звук на конце: бро[ш]. На конце слова слышите шипящий [ш]. Определите, какую букву надо писать на конце слова, найдите проверочное слово: броши. Значит, на конце слова надо писать букву ш. Решите, надо ли писать мягкий знак. Для этого определите род имени существительного: она (моя) брошь. Это существительное женского рода: мягкий знак пишется.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание. Орфограмма.

Прочитайте предложения. Замените каждое предложение одним словом. Определите род существительного.

Человек, который играет на скрипке __________ (… . р.)

Первая, прилетающая к нам весной птица ________(… . р.)

Маленький ребёнок ___________(… . р.)

Суп со свёклой и другими овощами ____________(… . р.)

Он может быть дверным, скрипичным, гаечным и даже родником __________(… . р.)

Способность говорить. Она бывает устной и письменной. __________(… .р.)

Подсказка. Повторите орфограмму.

Правильный ответ:

– Человек, который играет на скрипке. Скрипач (м. р.)

– Первая, прилетающая к нам весной, птица. Грач (м. р.)

– Маленький ребёнок. Малыш (м. р.)

– Суп со свёклой и другими овощами. Борщ (м. р.)

– Он может быть дверным, скрипичным, гаечным и даже родником. Ключ (м. р.)

– Способность говорить. Она бывает устной и письменной. Речь (ж.р.)

Задание. Мягкий знак (ь) на конце существительных после шипящих.

Прочитайте слова. Зачеркните лишнее слово в каждой строке.

Шалаш?, помощ?, реч?, доч?.

Врач?, рож?, тиш?, молодёж?.

Пляж?, меч?, глуш?, сторож?,

Хвощ?, ландыш?, мелоч?, морж?.

Подсказка. Повторите орфограмму.

Правильный ответ:

Шалаш?, помощ?, реч?, доч?.

Рож?, врач?, тиш?, молодёж?.

Пляж?, меч?, глуш?, сторож?,

Хвощ?, ландыш?, мелоч?, морж?.