Урок 55. Деление на двузначное число (цифра частного находится способом проб)

Поделиться:
Конспект урока

Математика, 4 класс

Урок № 55. Деление на двузначное число

(цифра частного находится способом проб)

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

— Как делить многозначное число на двузначное?

— Как подобрать цифру частного?

Глоссарий по теме:

Делимое – число, которое подвергается делению.

Делитель – число, на которое делят делимое.

Частное – результат деления одного числа на другое.

Неполное частное – результат деления с остатком, который показывает, какое максимальное число раз делитель содержится в делимом.

Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц):

1.Демидова Т. Е., Козлова С. А. Математика. 4 класс. 3 ч. – М.: Баласс, 2008. – С. 32-35.

2. Моро М. И., Бантова М. А. Математика. Учебник для 4 кл. нач. шк. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2017.

3. Аргинская И. И., Ивановская Е. И., Кормишина С. Н. Математика. 4 класс. Учебник. Часть1. Самара: Издательский дом «Федоров», 2012. – С. 126

4. Рудницкая В. Н., Юдачёва Т. В. Математика. Учебник для 3 класса нач. шк. Часть 2. – М.: Вентана-Граф, 2015. – С. 131

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Подберем значение частного 273 : 39.

Рассмотрим несколько способов подбора частного ваших сверстников.

Соня сначала попробовала число 5, так как оно среднее среди однозначных чисел.

39 · 5 = 195, 195 < 273, значит, нужно пробовать

большие числа.

Попробовала число 6.

39 · 6 = 324, 234 < 273, значит, нужно пробовать число 7.

Умножила 39 на 7.

39 · 7 = 273, 273 = 273. Значит, 273 : 39 = 7

Урок 55. Деление на двузначное число (цифра частного находится способом проб)

Урок 55. Деление на двузначное число (цифра частного находится способом проб)

Рома начал подбирать так же, как Соня:

39 · 5 = 195.

Но сразу догадался, что пробовать число 6 не нужно, потому что между числами 195 и 273 большая разница: 273 – 195 = 78. А делитель 39.

Поэтому стал проверять цифру 7.

39 · 7 = 273

Урок 55. Деление на двузначное число (цифра частного находится способом проб)

Аня сначала попробовала самое большое число 9, а потом, как Рома стала пробовать 7.

Олег взял число 7, потому что при умножении числа 39 на значение частного в разряде должно получиться 3, а это может быть, только когда 9 умножаем на 7. Умножив 39 на 7, получил 273. Значит, значение частного найдено верно.

Урок 55. Деление на двузначное число (цифра частного находится способом проб)

Ты можешь пользоваться любым понравившимся тебе способом.

Разделим 21390 : 62.

Урок 55. Деление на двузначное число (цифра частного находится способом проб)

Выделим первое неполное делимое, 213 сотен. Так как деление начинаем с сотен, в частном получим 3 цифры. Обозначим их точками. Ищем цифру частного.

21 : 6 = 3, получаем пробную цифру 3.

Проверяем:

62 · 3 = 186, 186 < 213, значит, цифра три подходит. Записываем ее в частном.

213 – 186 = 27. Остаток 27 меньше делителя 62. Продолжаем деление.

Второе неполное делимое 279 десятков. Ищем цифру частного.

27 : 6 = 4 ,получаем пробную цифру 4.

Проверяем:

62 · 4 = 248, 248 < 279, значит, 4 подходит. Записываем её в частном.

Умножаем 62 на 4, будет 248.

Вычитаем 279 – 248 = 31, 31 < 62

Третье неполное делимое 310 единиц. Находим цифру частного.

31 : 6 = 5, получаем пробную цифру 5. Проверяем:

62 · 5 = 310, значит, цифра 5 подходит. Записываем ее в частном.

Умножаем 62 на 5, будет 310. После вычитания получаем 0. Остаток 0 меньше делителя. Деление завершено. При делении числа 21390 на 62 получилось частное 345.

Задания тренировочного модуля:

Среди приведённых выражений только одно решено верно. Подчеркните его.

155 : 31=50

214 : 24=19

276 : 69=4

Правильный ответ: 276 : 69=4

Не вычисляя, распределите выражения по группам: где в частном 2, а где 3 цифры.

Правильный вариант:

В частном 2 цифры: 128 : 2, 128 : 4

В частном 3 цифры: 12864 : 64, 1208 : 8, 12832 : 16