Конспект урока
Русский язык. 3 класс.
Урок 55.
Тема. Склонение имён существительных.
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
1) Что такое склонение имён существительных.
2) Практика склонения имён существительных.
Глоссарий по теме:
Склонение – это изменение имён существительных по вопросам.
В русском языке 6 падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный.
Основная и дополнительная литература по теме урока
1. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций В 2 ч. Ч. 2 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2017.
2. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 3 класс. Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразоват. организаций.– М.: Просвещение, 2017.
Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. –М.: Просвещение, 2017.
Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. –М.: Просвещение, 2017.
Открытые электронные ресурсы по теме урока
Канакина В. П. и др. Русский язык. 3 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. http://school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=41635
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
Изменение имён существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением.
В русском языке 6 падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный.
Чтобы запомнить название падежей, можно использовать следующую фразу: «Иринка родила девчонку велел тащить пелёнку».
Иван – именительный,
Родил – родительный,
Девчонку – дательный,
Велел – винительный;
Тащить – творительный;
Пелёнку – предложный.
Количество падежей в русском языке тесно связано с тем, каким образом выражается падеж. В русском языке он выражается окончанием.
Рассмотрите склонение (изменение по падежам) разных существительных.
И. вода стол окно ночь
Р. воды стола окна ночи
Д. воде столу окну ночи
В. воду стол окно ночь
Т. водой столом окном ночью
П. о воде о столе об окне о ночи
Обратите внимание, каждый падеж отвечает на свои вопросы, употребляется со своими предлогами и выполняет разную роль в словосочетании или предложении.
И.п. кто? что?
Р.п. кого? чего?
Д.п. кому? чему?
В.п. кого? что?
Т.п. кем? чем?
П.п. о ком? о чём?
Чтобы определить падеж имени существительного, надо найти слово, с которым это существительное связано и поставить от него падежный вопрос. По падежному вопросу определить падеж имени существительного.
Например,
Хрустит за окошком морозный денёк.
1. Найдите существительные: что? денёк? что? окошко.
2. Определите падеж существительного денёк. Хрустит (что?) денёк (И.п.).
3. Определите падеж существительного за окошком. Хрустит (за чем?) за окошком (Т.п.).
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание. Склонение имён существительных.
Прочитайте словосочетания. Определите падеж имён существительных.
уехал ( из чего?) из деревни _______
случилось (в чём?) в поезде _______
постучал (по чему?) по стеклу ________
уронил (на что?) на землю __________
украсились (чем?) инеем __________
прилетел (что?) самолёт _________
Подсказка.
Чтобы определить падеж имён существительных, надо:
– найти слово, с которым это имя существительное связано по смыслу, и поставить от него падежный вопрос;
– по падежному вопросу определить падеж имени существительного.
Правильный ответ:
уехал ( из чего?) из деревни Р. п.
случилось (в чём?) в поезде П. п
постучал (по чему?) по стеклу Д. п.
уронил (на что?) на землю В. п.
украсились (чем?) инеем Т. п.
прилетел (что?) самолёт И. п.
Задание. Падежный вопрос.
Прочитайте словосочетания. Укажите в скобках пропущенные вопросы, определите падеж.
Гулял (_________ ?) по полю (… . п.)
рисовал (_________ ?) на листе (… . п.)
смотрел (_________ ?) в окно (… . п.)
платье (_________ ?) сестры (… . п.)
доволен (_________ ?) работой (… . п.)
Подсказка.
Чтобы определить падеж имён существительных, надо:
– найти слово, с которым это имя существительное связано по смыслу, и поставить от него падежный вопрос;
– по падежному вопросу определить падеж имени существительного.
Правильный ответ:
гулял (по чему?) по полю (Д. п.)
рисовал (на чём?) на листе (П. п.)
смотрел (во что?) в окно (В. п.)
платье (кого?) сестры (Р. п.)
доволен (чем?) работой (Т. п.)