Урок 56. Как определить именительный падеж существительного?

Поделиться:
Конспект урока

Русский язык. 3 класс.

Урок 56.

Тема. Именительный падеж.

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  1. Особенность именительного падежа имени существительного/

2) Учимся отличать именительный падеж имени существительного от других падежей склонения имён существительных.

3) Учимся приводить примеры существительных в именительном падеже.

Глоссарий по теме:

Именительный падеж (Кто? Что?). В предложении имя существительное в именительном падеже является подлежащим. Имена существительные в именительном падеже никогда не употребляются с предлогами.

Основная и дополнительная литература по теме урока

1. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций В 2 ч. Ч. 2 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2017.

2. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 3 класс. Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразоват. организаций.– М.: Просвещение, 2017.

Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. –М.: Просвещение, 2017.

Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. –М.: Просвещение, 2017.

Открытые электронные ресурсы по теме урока

Канакина В. П. и др. Русский язык. 3 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. http://school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=41635

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Рассмотрите картинку. Определите, что или кто на ней изображён? Составьте предложение.

Урок 56. Как определить именительный падеж существительного?

На этой картинке изображена метель. Значит, в предложении речь пойдёт о метели. Что? метель. Что можно сказать о метели? Метель (что делала?) злилась, бушевала, буйствовала. Найдите слова, которые будут относиться к слову метель. Метель (какая?) снежная, зимняя, февральская. Бушевала (где?) на улице, в деревне, в феврале. Составьте предложение. Февральская метель бушевала в деревне.

Определите падеж имени существительного метель. Бушевала (что?) метель (И.п.). Имя существительное в именительном падеже является подлежащим.

Имена существительные в именительном падеже никогда не употребляются с предлогами.

Утром Таня (И.п.) подошла к окну.

Слово падеж является переводом с латинского языка и означает падение.

Урок 56. Как определить именительный падеж существительного?

Ещё греческие учёные заметили, что имена существительные имеют основную (прямую) форму и косвенную. Косвенные формы как бы отклоняются от прямой. Отсюда и термин «склонение». Слова, употребляясь в речи, падают той или иной формой.

В переводе с греческого языка Именительный падеж – начальная форма для наименования предметов – обозначает «имя» предмета.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание. Именительный или винительный падеж?.

Определите падеж имён существительных.

Играет музыка (___).

Лает собака (___)

Увидел дерево (___).

Выпил молоко (___).

Прочитал рассказ (____).

Летит самолёт (___).

Подсказка. Неверный ответ выделится цветом.

Правильный ответ:

Играет музыка (Им.п.).

Лает собака (Им.п.)

Увидел дерево (В.п.).

Выпил молоко (В.п.).

Прочитал рассказ (В.п.).

Летит самолёт (Им.п.).

Задание. Словосочетания.

Прочитайте словосочетания. Расположите словосочетания в порядке следования падежей.

Играл на дудочке, подошёл к осине, материал для юбки, увидел мышь, шёл рощей, прелестное дитя.

И.

Р.

Д.

В.

Т.

П.

Подсказка.

Чтобы определить падеж имён существительных, надо:

– найти слово, с которым это имя существительное связано по смыслу, и поставить от него падежный вопрос;

– по падежному вопросу определить падеж имени существительного.

Правильный ответ:

И. прелестное дитя

Р. материал для юбки

Д. подошёл к осине

В. увидел мышь

Т. шёл рощей

П. играл на дудочке