Урок 57. Как определить родительный падеж существительного?

Поделиться:
Конспект урока

Название предмета: Русский язык

Класс: Третий класс

Номер урока: № 57

Тема: Как определить родительный падеж существительного?

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  1. Особенность родительного падежа имени существительного/

2) Учимся отличать родительный падеж имени существительного от других падежей склонения имён существительных.

3) Учимся приводить примеры существительных в родительном падеже.

Тезаурус:

Имена существительное в родительном падеже отвечает на вопросы: кого? Чего?

Предлоги родительного падежа: у, около, от, без, из, до, для, вокруг, с, после.

Список литературы:

1. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций В 2 ч. Ч. 2 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2017.

2. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 3 класс. Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразоват. организаций.– М.: Просвещение, 2017.

Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. –М.: Просвещение, 2017.

Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. –М.: Просвещение, 2017.

Открытые электронные ресурсы по теме урока

Канакина В. П. и др. Русский язык. 3 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011.http://school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=41635

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Послушайте, одну историю, которая произошла с мальчиком Сашей, а могла произойти с любым из вас.

Однажды мама попросила Сашу сходить в магазин и купить килограмм сахару и буханку хлеба. По дороге Саша, который учился в 3 классе и изучал падежи имён существительных, решил заняться делом и определить падеж имён существительных.

Про себя Саша проговаривал:

(Во что?) в магазин – В.п.;

(Что?) килограмм – В.п.;

(Чего?) сахару – Р.п.;

(Что?) буханку – В.п.;

(Чего?) хлеба – Р.п.

«Но ведь слова сахару и хлеба стоят в родительном падеже, почему же они имеют разные окончания», – задумался Саша.

Оказывается, некоторые существительные мужского рода в родительном падеже могут иметь окончания -а (-я), -у (-ю).

Например,

Литр квасу, но вкус кваса;

Пакет рису, но урожай риса;

Стакан чая, но посевы чая.

Вспомним, имя существительное в родительном падеже отвечает на вопросы кого? Чего?

Вместе с именем существительным в родительном падеже часто употребляются предлоги: у, около, от, без, из, до, для, вокруг, с, после.

(Что?) Осина (И.п.) и без (чего?) ветра (Р.п.) шумит.

У имён существительных в родительном падеже множественного числа после шипящих мягкий знак не пишется: с плеч, с круч, нет туч, много задач, около дач.

Родительный падеж буквально в переводе с греческого означает «полученный с рождения». Такое название возникло потому, что родительный падеж без предлога при существительных очень часто обозначает лицо, являющееся родителем, создателем, владельцем (сын Ивана, дом отца, платье сестры).

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание. Родительный падеж.

Прочитайте словосочетания. Раскрасьте прямоугольники, где есть имена существительные в родительном падеже.

смотрел на дорогу

добежать до реки

дежурил по классу

летел над полем

принесли из магазина

гулял без брата

прочитал о воробье

вернулся из деревни

не боится медведя

путешествовали по Волге

выкапывает из земли

стоял около грядки

Подсказка.

Чтобы определить падеж имён существительных, надо:

– найти слово, с которым это имя существительное связано по смыслу, и поставить от него падежный вопрос;

– по падежному вопросу определить падеж имени существительного.

Правильный ответ:

смотрел на дорогу

добежать до реки

дежурил по классу

летел над полем

принесли из магазина

гулял без брата

прочитал о воробье

вернулся из деревни

не боится медведя

путешествовали по Волге

выкапывает из земли

стоял около грядки

Задание. Ошибка.

Третьеклассники выписывали словосочетания с именами существительными в родительном падеже. Определите, кто допустил ошибку.

Вася: письмо от сестры, чешуя рыбы, рисунок девочки.

Оля: дом без крыльца, бочка из дуба, площадь возле театра.

Катя: куст у тропинки, ложка для сахара, любоваться природой.

Подсказка.

Чтобы определить падеж имён существительных, надо:

– найти слово, с которым это имя существительное связано по смыслу, и поставить от него падежный вопрос;

– по падежному вопросу определить падеж имени существительного.

Правильный ответ:

Катя: куст у тропинки, ложка для сахара, любоваться природой.