Конспект урока
Название предмета: Русский язык
Класс: Третий класс
Номер урока: № 57
Тема: Как определить родительный падеж существительного?
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
- Особенность родительного падежа имени существительного/
2) Учимся отличать родительный падеж имени существительного от других падежей склонения имён существительных.
3) Учимся приводить примеры существительных в родительном падеже.
Тезаурус:
Имена существительное в родительном падеже отвечает на вопросы: кого? Чего?
Предлоги родительного падежа: у, около, от, без, из, до, для, вокруг, с, после.
Список литературы:
1. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций В 2 ч. Ч. 2 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2017.
2. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 3 класс. Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразоват. организаций.– М.: Просвещение, 2017.
Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. –М.: Просвещение, 2017.
Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. –М.: Просвещение, 2017.
Открытые электронные ресурсы по теме урока
Канакина В. П. и др. Русский язык. 3 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011.http://school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=41635
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
Послушайте, одну историю, которая произошла с мальчиком Сашей, а могла произойти с любым из вас.
Однажды мама попросила Сашу сходить в магазин и купить килограмм сахару и буханку хлеба. По дороге Саша, который учился в 3 классе и изучал падежи имён существительных, решил заняться делом и определить падеж имён существительных.
Про себя Саша проговаривал:
(Во что?) в магазин – В.п.;
(Что?) килограмм – В.п.;
(Чего?) сахару – Р.п.;
(Что?) буханку – В.п.;
(Чего?) хлеба – Р.п.
«Но ведь слова сахару и хлеба стоят в родительном падеже, почему же они имеют разные окончания», – задумался Саша.
Оказывается, некоторые существительные мужского рода в родительном падеже могут иметь окончания -а (-я), -у (-ю).
Например,
Литр квасу, но вкус кваса;
Пакет рису, но урожай риса;
Стакан чая, но посевы чая.
Вспомним, имя существительное в родительном падеже отвечает на вопросы кого? Чего?
Вместе с именем существительным в родительном падеже часто употребляются предлоги: у, около, от, без, из, до, для, вокруг, с, после.
(Что?) Осина (И.п.) и без (чего?) ветра (Р.п.) шумит.
У имён существительных в родительном падеже множественного числа после шипящих мягкий знак не пишется: с плеч, с круч, нет туч, много задач, около дач.
Родительный падеж буквально в переводе с греческого означает «полученный с рождения». Такое название возникло потому, что родительный падеж без предлога при существительных очень часто обозначает лицо, являющееся родителем, создателем, владельцем (сын Ивана, дом отца, платье сестры).
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание. Родительный падеж.
Прочитайте словосочетания. Раскрасьте прямоугольники, где есть имена существительные в родительном падеже.
смотрел на дорогу | добежать до реки |
дежурил по классу | летел над полем |
принесли из магазина | гулял без брата |
прочитал о воробье | вернулся из деревни |
не боится медведя | путешествовали по Волге |
выкапывает из земли | стоял около грядки |
Подсказка.
Чтобы определить падеж имён существительных, надо:
– найти слово, с которым это имя существительное связано по смыслу, и поставить от него падежный вопрос;
– по падежному вопросу определить падеж имени существительного.
Правильный ответ:
смотрел на дорогу | добежать до реки |
дежурил по классу | летел над полем |
принесли из магазина | гулял без брата |
прочитал о воробье | вернулся из деревни |
не боится медведя | путешествовали по Волге |
выкапывает из земли | стоял около грядки |
Задание. Ошибка.
Третьеклассники выписывали словосочетания с именами существительными в родительном падеже. Определите, кто допустил ошибку.
Вася: письмо от сестры, чешуя рыбы, рисунок девочки.
Оля: дом без крыльца, бочка из дуба, площадь возле театра.
Катя: куст у тропинки, ложка для сахара, любоваться природой.
Подсказка.
Чтобы определить падеж имён существительных, надо:
– найти слово, с которым это имя существительное связано по смыслу, и поставить от него падежный вопрос;
– по падежному вопросу определить падеж имени существительного.
Правильный ответ:
Катя: куст у тропинки, ложка для сахара, любоваться природой.