Урок 57. Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным в корне

Поделиться:
Конспект урока

Русский язык. 2 класс.

Урок 57. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным в корне.

Цель:

  • запомнить правила правописания букв парных по глухости-звонкости согласных звуков в корне слова.

Задачи:

  • познакомиться со способами подбора проверочных слов для правописания букв парных по глухости-звонкости согласных звуков в корне слова;
  • научиться находить в словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять;
  • различать проверочное и проверяемое слова;
  • подбирать проверочные слова путем изменения формы слова и подбора однокоренных слов;
  • использовать правило при написании слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне;
  • научиться подбирать проверочные слова для правописания букв парных по глухости-звонкости согласных звуков в корне слова.

На уроке

мы узнаем:

  • о том, как правильно подбирать проверочные слова для правописания букв парных по глухости-звонкости согласных звуков в корне слова;

мы научимся:

  • характеризовать согласный звук (глухой — звонкий, парный — непарный); определять на слух парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова и в корне перед согласным;
  • соотносить произношение и написание в словах с парными по глухости-звонкости согласными звуками на конце слова и в корне перед согласным;
  • различать проверочное и проверяемое слова;
  • находить в словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять; подбирать проверочные слова путем изменения формы слова и подбора однокоренных слов;

мы сможем:

  • закрепить способ определения глухости или звонкости согласного звука;
  • использовать правило при написании слов с парным по глухости- звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне слова;
  • поупражняться в применении способов подбора проверочных слов для правописания букв парных по глухости-звонкости согласных звуков в корне слова.

Тезаурус

Правописание букв парных по глухости-звонкости согласных звуков в корне слова – это орфограмма.

Проверяемое слово— слово, в котором есть орфограмма, требующая проверки.

Проверочное слово – это слово, в котором проверяемый согласный звук становится звонким.

Звонкие согласные звуки – это звуки, в образовании которых участвуют и голос, и шум.

Глухие согласные звуки – это звуки, которые создаются только одним шумом, без участия голоса.

Парные по звонкости-глухости согласные звуки – это звуки, которые могут озвончаться или оглушаться в зависимости от положения в слове.

Однокоренные слова – слова, близкие по смыслу, и имеющие одинаковую часть (корень), в которой заключено общее лексическое значение.

Основная и дополнительная литература по теме урока

Канакина В.П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018. – С. 19 – 30.

Канакина В.П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018. – С. 10-18.

Канакина В.П., Щеголёва Г.С. Русский язык. 2 класс. Контрольные работы. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2018. — С. 35 — 40.

Канакина В.П. Русский язык. 2 класс. Тетрадь учебных достижений. – М.: Просвещение, 2017. – С. 48 — 49.

Канакина В.П. Русский язык. Раздаточный материал. Пособие для учащихся. 2 класс. – М.: Просвещение, 2018. — С. 50-53.

Тихомирова Е.М. Тренажёр по русскому языку к учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык. 2 класс. В 2 ч.» ФГОС (к новому учебнику) – М.: Издательство «Экзамен», 2018. — С.55-60.

Тихомирова Е. М. Тесты по русскому языку. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2: к учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1.» ФГОС (к новому учебнику) – М.: Издательство «Экзамен», 2017. — С. 14 — 21.

Русский язык: предварительный контроль: текущий контроль: итоговый контроль: 2 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / О.Е. Курлыгина, О.О. Харченко. – М.: Просвещение: УчЛит, 2018. — С. 60-63.

Открытые электронные ресурсы по теме урока

Канакина В.П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Звуки русского языка неоднозначны и хитры. Их жизнь, словно большой и яркий карнавал с масками и переодеваниями. Из-за этого буйства люди порой попадают в курьёзные ситуации.

Однажды бабушка Маша приехала с внучкой на дачу. Имя её – Даша. Быстрая, ловкая помощница! Бабушка только даст задание, а внучка уже с ним справится. Ближе к вечеру бабушка сказала Даше: «Надо бы и лук полить» «Конечно, я мигом», – крикнула Даша, схватила два ведра и умчалась за калитку. Бабушка удивилась: «Куда это она?» Прошло часа два. Лук всё ещё не полит. Солнце зашло за горизонт, а Даши все не было. Бабушка забеспокоилась и пошла искать девочку. За калиткой на лугу возле реки она увидела Дашу, которая черпала из реки воду и выливала ее на траву. «Я же просила тебя полить лук!» — удивленно сказала бабушка. «Так я его и поливаю!» — не менее удивленно ответила девочка.

Почему так произошло? Бабушка просили полить лук. Тот лук, который растёт на грядке в огороде. А Даша поняла это слово как «открытое место, поросшее травой».

Виноватых в этой истории нет, потому что и то, и другое слово произносятся одинаково. А вот пишутся по- разному. Если мы подразумеваем растение на грядке, то на конце должны написать букву К. А если большую поляну с травой – то на конце должны написать букву Г. Сравните транскрипции этих слов: лук — лук. Они абсолютно одинаковы. А теперь посмотрите на запись слов: ЛУК –ЛУГ. Они отличаются буквами Г и К. А теперь посмотрите внимательней. Что вы можете сказать? Правильно! Это же парные согласные звуки!

Действительно, в русском языке именно парные согласные звуки очень любят надевать не свои маски. В этом шумном звучащем карнавале они часто прячутся не за свои буквы. Особенно увлечены этой игрой глухие парные согласные звуки. Звуки п и п’ надевают маску буквы Б, например, гриб – рябь. А звуки ф и ф’ надевают маску буквы В, например, ров – червь. Под маской буквы Д скрываются т и т’, например, год – медь. А под маской буквы Г – звук к, например, рог. Не отстают от них звуки с и с’. Они прячутся за букву З, например, глаз — князь. А солидный звук ш выбрал маску буквы Ж, например, чиж. Вы видите, что буква, обозначающая звонкий согласный, вдруг на время становится буквой, обозначающей глухой согласный звук.

Иногда в этот весёлый и стремительный хоровод переодеваний и смены масок попадают и некоторые звонкие согласные звуки. Звук з’ надевает маску буквы С, например, просьба, косьба. А звук д’ — маску буквы Т, например, молотьба. Тут уже буква глухого согласного становится приютом для звонкого согласного звука.

В этом круговороте очень легко ошибиться. Ситуации, когда в написании слова можно допустить ошибку, являются «опасными местами». «Опасные места» в словах — это орфограммы.

Запомните! Написание парных согласных на конце и в середине слова – это тоже орфограмма.

Тогда почему бы не писать слова так, как слышим? В этом случае и ошибок было бы меньше. В том то и дело, что не меньше! В русском языке немало слов, которые звучат одинаково, а значения имеют разные. Ну-ка, попробуйте понять, о чём идёт речь: «плот – плот, рот — рот, кот — кот, мак — мак, молот — молот, крап — крап»

До тех пор, пока ты не увидишь запись этих слов, ты не разберешься и с их смыслом.

Тогда как определить, какую букву писать в «опасных местах»? Неужели все слова нужно заучить? В Большом академическом словаре содержится около 132 000 слов. Из них около 40 000 слов с парными согласными на конце и середине слова.

Все дело в том, что в русском языке смысл слова заключён в его корне.

Вспомните! Корень – это одинаковая часть всех однокоренных слов, в которой заключён их общий смысл. Значит, если сомневаешься, какую букву надо писать в корне слова, то нужно подобрать однокоренное, где чётко слышен звук.

Но какие однокоренные слова искать? У некоторых слов их не по одному десятку! Вот здесь учёные уже постарались и определили правило написания парных согласных.

Запомните! Чтобы правильно обозначить буквой парный по звонкости-глухости согласный звук на конце или в середине слова нужно изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, чтобы после проверяемого согласного звука следовал гласный звук или звонкие непарные согласные звуки н, н’, м, м’, л, л’, р, р’.

Давайте проверим слова «лук» и «луг» из истории с бабушкой Машей и внучкой Дашей. «Лук» – однокоренное слово «луковая», в данном случае, грядка. После проверяемого звука следует гласный звук а. Мы ясно слышим звук к. Значит в слове лук, тот который на грядке у бабушки Маши, будем писать букву К. Поработаем со словом, которое услышала Даша, луг. Девочка поливала луговую траву. «Луговую» – однокоренное слово. После проверяемого звука следует гласный звук, и мы слышим звук г. Значит, в этом случае будем писать букву Г.

Учёные-языковеды разработали семь способов подбора проверочных слов. Мы сейчас с ними познакомимся. Но прежде договоримся, что слово, в правописании которого мы сомневаемся, будем называть проверяемым. А вот то однокоренное слово, которое мы подбираем, чтобы после парного согласного звука слышался гласный звук, будем называть проверочным. Например, «луг» и «лук» – это проверяемые слова. А «луковый» и «луговой» – проверочные.

Итак, первый способ. Поставьте слово во множественное число. Например, кит – киты.

Второй способ. Подставьте к проверяемому слову слово «нет». Например, маг — нет мага.

Третий способ. Подберите однокоренное слово с уменьшительно-ласкательным значением. Например, рот — ротик.

Четвертый способ. Образуйте от проверяемого слова однокоренное слово-признак предмета — имя прилагательное. Например, плод — плодовый.

Пятый способ. Образуйте от проверяемого слова однокоренное слово-действие — глагол. Например, бег — бегает.

Шестой способ. Если проверяемое слово отвечает на вопрос каков?, измените его так, чтобы проверочное слово отвечало на вопрос какой? Например, красив — красивый.

Седьмой способ. Если проверяемое слово отвечает на вопрос какой?, то измените его так, чтобы проверочное слово отвечало на вопрос каков? Например, лёгкий – лёгок.

Но есть в русском языке слова, которые не поддаются проверке. Они пришли к нам из других языков. Их написание нужно запомнить и постоянно проверять по орфографическому словарю. Например, слово кофта образовалось от турецкого слова кафтан, а слово вокзал появилось в русском языке около 170 лет назад из английского языка. Из этого же языка пришло к нам слово футбол. А вот слово рюкзак имеет немецкие корни.

Многое из этого урока нужно обязательно запомнить!

Чтобы легче было запоминать, сделайте себе небольшие карточки. На них запишите основную информацию из этого урока. Карточки всегда держите рядом с собой и не ленитесь заглядывать в них почаще. Тогда и этот нелегкий урок вы сможете освоить. Помните, за одного ученого трех неученых дают, да и тех не берут!

Примеры заданий и разбор их решения. Тренировочный модуль

Задание. Подбери проверочные слова.

Вставьте пропущенные буквы. Подберите и запиши проверочные слова.

поса__ка – ……, кру__ка — ……, петру __ка – ……, пово__ка –……, варе __ ка – ……, оре __ ки –……, матрё__ки –……, подру__ка –…….

Проверочные слова: посадил, посадки, кружечка, кружился, петрушечка, петушок, повозочка, перевозка, орешник, ореховый, матрёшечка, матрешка, подруженька, товарищи.

Подсказка: Вспомните о правописании слов с парными по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным в корне слова. Для подбора проверочных слов пользуйтесь предложенными способами.

Правильный ответ: посадка – посадил, кружка — кружечка, петрушка – петрушечка, повозка – повозочка, варежка – нет варежек, орешки – орешник, матрёшки – матрёшечка, подружка — подруженька

Задание. Соедини слова.

Соедините проверяемое слово с проверочным словом.

Дубки, ловкий, ложка, просьба, вежлив, ягодка, близкий булавка, сторожка, хорош, дубы, ловок, ложечка, просить, вежливый, ягодный, близок, булавочка, сторожить, хороший.

Подсказка: Вспомните о правописании слов с парными по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным в корне слова. Для подбора проверочных слов пользуйтесь предложенными способами.

Правильный ответ: дубки — дубы, ловкий — ловок, ложка – ложечка, просьба — просить, вежлив — вежливый, ягодка — ягодный, близкий — близок, булавка — булавочка, сторожка — сторожить, хорош — хороший.