Конспект урока
Математика, 4 класс
Урок № 57. Приёмы деления многозначных чисел на двузначное число: закрепление
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
— как разделить многозначное число на двузначное, когда цифра в записи частного определяется в результате нескольких проб;
— как применять алгоритм деления многозначного числа на двузначное при решении заданий разного вида.
Глоссарий по теме:
Многозначные числа — это такие целые числа, в записи которых нужно использовать несколько цифр.
Деление – математическая операция, в результате которой получается число (частное), которое при умножении на делитель даёт делимое
Алгоритм – набор инструкций, описывающих порядок действий исполнителя для достижения некоторого результата.
Проба – испытание, проверка
Основная и дополнительная литература по теме урока:
Математика. 4 класс. Учеб. Для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.2 /М. И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. и др./. – 5-е изд. – М. : Просвещение, 2016. – с. 65
Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (9-10 лет): Рабочие тетради: В 2-частях, часть 1 / 0.А.Холодова. – 3-е изд. – М.: Издательство РОСТ, 2011. –с. 57
www.school-collection.edu.ru
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Рассмотрим письменный прием деления многозначного числа на двузначное, когда цифра в записи частного находится методом нескольких проб.
Решим выражение 19 032 : 24
- Первое неполное делимое – 190 сотен, значит, в частном будет 3 цифры.
- Делю сотни – 190 : 24, использую способ изученный ранее: 19 : 2. Получаю 9 сотен.
Умножу 24 на 9 получаю 216, это больше 190, значит 9 – это много.
Умножу 24 на 8, получаю 192, это больше 190, значит 8 – это много.
Умножу 24 на 7, получаю 168.
Вычитаю 168 из 190, получаю 22 – это меньше 24.Значит, цифру в частном подобрали верно.
Записываю цифру следующего разряда рядом с остатком.
- Получаю второе неполное делимое 223 десятка.
223 делю на 24, обращаюсь к первой пробе, 24 умножить на 9 равно 216.
Значит, в частном записываю 9.
Вычитаю 216 из 223, получаю 7
Записываю цифру следующего разряда рядом с остатком
- Получаю третье неполное делимое 72 единицы.
Делю 72 на 24. Получаю 3.
Умножу 24 на 3 получу 72.
Вычту 72 из 72. Получу 0.
Деление закончили. Читаем ответ 793.
Задания тренировочного модуля:
Пользуясь записью деления «уголком», найдите значения выражений.
25602 : 34
34 . 700 =
34 . 50 =
25623 : 753 =
34 . 3 =
238 + 18 =
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):
34 . 700 = 23800
34 . 50 = 1700
25602 : 753 = 34
34 . 3 = 102
238 + 18 = 256
2. Не производя вычислений, объясните, какие ошибки допущены в вычислениях. Для этого к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго.
Варианты ответов:
9234 : 19 = 484 (ост. 38) | Остаток равен делителю |
449920 : 64 = 7029 (ост. 64) | Неверно определено количество цифр в записи частного |
479120 : 53 = 940 | Остаток больше делителя |
Правильные варианты:
9234 : 19 = 484 (ост. 38) | Остаток больше делителя |
449920 : 64 = 7029 (ост. 64) | Остаток равен делителю |
479120 : 53 = 940 | Неверно определено количество цифр в записи частного |