Урок 57. Приёмы деления многозначных чисел на двузначное число: закрепление

Поделиться:
Конспект урока

Математика, 4 класс

Урок № 57. Приёмы деления многозначных чисел на двузначное число: закрепление

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

— как разделить многозначное число на двузначное, когда цифра в записи частного определяется в результате нескольких проб;

— как применять алгоритм деления многозначного числа на двузначное при решении заданий разного вида.

Глоссарий по теме:

Многозначные числа — это такие целые числа, в записи которых нужно использовать несколько цифр.

Деление – математическая операция, в результате которой получается число (частное), которое при умножении на делитель даёт делимое

Алгоритм – набор инструкций, описывающих порядок действий исполнителя для достижения некоторого результата.

Проба – испытание, проверка

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Математика. 4 класс. Учеб. Для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.2 /М. И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. и др./. – 5-е изд. – М. : Просвещение, 2016. – с. 65

Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (9-10 лет): Рабочие тетради: В 2-частях, часть 1 / 0.А.Холодова. – 3-е изд. – М.: Издательство РОСТ, 2011. –с. 57

www.school-collection.edu.ru

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Рассмотрим письменный прием деления многозначного числа на двузначное, когда цифра в записи частного находится методом нескольких проб.

Решим выражение 19 032 : 24

  1. Первое неполное делимое – 190 сотен, значит, в частном будет 3 цифры.
  2. Делю сотни – 190 : 24, использую способ изученный ранее: 19 : 2. Получаю 9 сотен.

Умножу 24 на 9 получаю 216, это больше 190, значит 9 – это много.

Умножу 24 на 8, получаю 192, это больше 190, значит 8 – это много.

Умножу 24 на 7, получаю 168.

Вычитаю 168 из 190, получаю 22 – это меньше 24.Значит, цифру в частном подобрали верно.

Записываю цифру следующего разряда рядом с остатком.

  1. Получаю второе неполное делимое 223 десятка.

223 делю на 24, обращаюсь к первой пробе, 24 умножить на 9 равно 216.

Значит, в частном записываю 9.

Вычитаю 216 из 223, получаю 7

Записываю цифру следующего разряда рядом с остатком

  1. Получаю третье неполное делимое 72 единицы.

Делю 72 на 24. Получаю 3.

Умножу 24 на 3 получу 72.

Вычту 72 из 72. Получу 0.

Деление закончили. Читаем ответ 793.

Задания тренировочного модуля:

Пользуясь записью деления «уголком», найдите значения выражений.

25602 : 34

34 . 700 =

34 . 50 =

25623 : 753 =

34 . 3 =

238 + 18 =

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

34 . 700 = 23800

34 . 50 = 1700

25602 : 753 = 34

34 . 3 = 102

238 + 18 = 256

2. Не производя вычислений, объясните, какие ошибки допущены в вычислениях. Для этого к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго.

Варианты ответов:

9234 : 19 = 484 (ост. 38)

Остаток равен делителю

449920 : 64 = 7029 (ост. 64)

Неверно определено количество цифр в записи частного

479120 : 53 = 940

Остаток больше делителя

Правильные варианты:

9234 : 19 = 484 (ост. 38)

Остаток больше делителя

449920 : 64 = 7029 (ост. 64)

Остаток равен делителю

479120 : 53 = 940

Неверно определено количество цифр в записи частного