Конспект урока
Математика, 2 класс
Урок №57. Связь между компонентами и результатом действия умножения
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
- Как называются компоненты действия умножение?
- Как связаны между собой компоненты и результат умножения?
Глоссарий по теме:
Умножение – это сложение одинаковых слагаемых. Знак умножения — *, х.
Компоненты умножения: первый множитель, второй множитель.
Результат умножения – произведение.
Деление – действие обратное умножению.
Обязательная литература и дополнительная литература:
1. Моро М. И., Бантова М. А. и др. Математика 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. М.; Просвещение, 2017. – с. 72.
2. С. И. Волкова. Математика 2 класс. Тетрадь учебных достижений. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. М.; Просвещение, 2018. – с. 44-47.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Рассмотрим рисунок.
По данному рисунку составим равенство. 7 ∙ 2 = 14.
Вспомним, как называются числа при умножении? 7 – это первый множитель. 2 – второй множитель. 14 – произведение.
Как связаны между собой множители и произведение?
Рассмотрим рисунок.
Посчитаем количество машинок в таблице. В одном столбце 4 машинки. Таких столбцов 3.
Значит, 4 ∙ 3 = 12.
4 – первый множитель, 3 – второй множитель, 12 – произведение.
Посмотрим на другой рисунок.
На нем видим те же 12 машинок. Они разделены на 4 группы. В каждой группе по 3 машинки.
12 : 4 = 3
Произведение разделим на первый множитель, получим второй множитель.
На следующем рисунке 12 машинок разделили на 3 группы. В каждой группе по 4 машинки.
12 : 3 = 4
Произведение разделим на второй множитель, получим первый множитель.
Рассмотрим рисунок. Составим равенства на умножение.
6 ∙ 3 = 18.
Зная, как найти неизвестный множитель, составим равенства на деление:
18 : 6 = 3
18 : 3 = 6
Рассмотрим рисунок. Составим равенства.
9 ∙ 3 = 27
27 : 9 = 3
27 : 3 = 9
Решим задачу. Цена булочки 5 рублей. Сколько стоят 4 такие булочки? Для решения выбираем действие умножение.
5 ∙ 4 = 20 (р.)
Ответ: 20 рублей.
Составим и решим задачи, обратные данной.
1) За 4 булочки заплатили 20 рублей. Сколько стоит одна булочка? Надо найти неизвестный множитель. Произведение разделим на известный множитель.
20 : 4 = 5 (р.)
Ответ: 5 рублей – цена булочки.
2) За несколько булочек по цене 5 рублей за штуку заплатили 20 рублей. Сколько булочек купили?
Чтобы найти неизвестный множитель, произведение разделим на другой множитель.
20 : 5 = 4 (б.)
Ответ: 4 булочки.
Необходимо запомнить: если произведение двух множителей разделить на один из них, получится другой множитель.
Вывод:
Компоненты действия умножения: первый множитель, второй множитель. Результат умножения – произведение.
Если произведение разделить на один множитель, то получим другой множитель.
Выполним несколько тренировочных заданий.
1. К каждому равенству на умножение составьте два равенства на деление.
Проверьте, такие равенства на деление вы составили.
2. Соедините стрелками разных цветов связанные друг с другом равенства.
Проверьте.