Конспект урока
Конспект по предмету
«Русский язык» для «1» класса
Урок № 57
«Что такое лексическое значение слова?»
Цель урока: это формирование представлений о лексическом значении слова.
Задачи:
Познавательные:
- Формирование навыков определения слова и набора звуков.
- Формирования представления о лексическом значении слова.
- Формирование представлений о хороших и плохих качествах человека.
Развивающие:
- Развитие речи и расширение словарного запаса учащихся.
- Развитие аналитического мышления.
- Развитие связанной речи и творческих навыков учащихся.
Воспитательные:
- Воспитание ценностного отношения к русскому языку и русской культуре.
- Аккуратность.
Урок посвящен изучению лексических значений слов. В ходе урока учащиеся научатся узнавать слово по его лексическому значению, определять значение слова по словарю, объяснять лексическое значение слова. Познакомятся со словарями учебника: толковым и словарями близких и противоположных по значению слов, находить в них нужную информацию о слове.
Словарный запас учащихся пополнится такими терминами как слова-термины «многозначные и однозначные слова», «слова, близкие и противоположные по значению», слова с непроверяемыми написаниями. Урок направлен на формирование представлений о хороших и плохих качествах человека на основе работы над содержанием текста «Ленивый и прилежный», а также вызвать интерес к происхождению слов, например, «пенал», «здравствуйте», «благодарю».
На уроке Вы:
- узнаете, что такое лексическое значение слова
- научитесь приёмам определения значения слова. А также использовать слова с прямым и переносным значением на письме и в устной речи
- сможете самостоятельно пользоваться словарём и узнавать значения слов.
Тезаурус:
- Лексическое значение слова – это то, что обозначает слово.
- Многозначные слова – это слова, к которых есть больше, чем одно значение.
- Однозначные слова – это слова, которые имеют только одно лексическое значение.
- Слова, близкие по значению – это те слова, которые значат одно и то же, но звучат и пишутся абсолютно по-разному.
- Слова, противоположные по значению – слова, которые имеют абсолютно разные значения.
- Слова с непроверяемым написанием – эти слова нельзя проверить по правилам русского языка. Их можно только выучить наизусть и проверять их в словаре.
Основная и дополнительная литература:
* Русский язык. 1 кл. Учебник для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017. 143 с
* Русский язык. Метод. рекомендации с поурочными разработками. 1 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В.П. Канакина — М.: Просвещение, 2017.
* Русский язык. Проверочные работы. 1 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
* Комплект демонстрационных таблиц с методическими рекомендациями к учебнику «Русский язык. 1 класс» / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2015.
Задания тренировочного модуля:
ТВ- 1
Текст задания: Как ты думаешь, что такое лексическое значение слова? Выбери один правильный вариант ответа.
Варианты ответа:
а) это слова, у которых есть больше, чем одно значение.
б) это то, что обозначает слово.
в) это те слова, которые значат одно и то же, но звучат и пишутся абсолютно по-разному.
г) это слова, без которых можно понять, о чём говорится в предложении
ТВ-6
Текст вопроса:
Заполни таблицу «Слово и его значение». Тебе нужно поставить слово в колонку слева напротив его значения или значений.
Слово | Значение слова |
Дом _________ _______ ______ Карандаш Кровать | Место, в котором живут люди. 1)Её видно в ночном небе 2)Это очень известный человек 1)В него звонят 2)Красивый цветок 1)Ей пишут 2)У всех людей их две 3)Мы открываем с помощью неё дверь Мы им рисуем. Бывает простой, а бывает цветной. На ней мы спим |
Звезда, ручка, колокольчик.
ТВ-8
Текст вопроса:
Тебе необходимо описать картинки. Опиши каждую картинку словами, близкими по значению.
http://deguninskievesti.ru/wp-content/uploads/2017/10/20140814203954Cinderella_disney_screenshot.jpg
https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/054b/0004992a-76b67dce/img7.jpg
https://www.syl.ru/misc/i/ai/358291/2136534.jpg
Маленькая, шалун, трудится, хулиган, миниатюрная, работает, озорник, крошечна, убирает
ТВ-13
Текст вопроса:
Прочитай страничку для любознательных. Затем ответь на вопросы:
1.Что люди желали собеседнику, произнося слово «здравствуйте»?
2. Что люди желали собеседнику, произнося слово «благодарю»?
3. Где раньше хранили перья для письма?
Русский язык. 1 кл. Учебник для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017. 143 с., стр. 29
ТВ-19
Текст вопроса:
Прочитай текст. Письменно выполни задания после него. Пользуйся страничкой из словаря, если необходимо.
Русский язык. 1 кл. Учебник для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017. 143 с., стр. 28
Страничка из словаря.
Русский язык. 1 кл. Учебник для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017. 143 с., стр. 141