Урок 58. Дательный падеж

Поделиться:
Конспект урока

Русский язык. 3 класс

№ 58

Раздел. Имя существительное.

Тема. Дательный падеж.

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

Знать, что такое склонение имён существительных, определять падеж имени существительного, отличать дательный падеж имён существительных от других падежей, составлять предложение с именем существительным в дательном падеже.

Глоссарий по теме (перечень терминов и понятий, введенных на данном уроке)

Существительные  в дательном падеже отвечают на вопросы кому? чему?, употребляются с предлогами по, к.

  • В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017, с. 46 — 47.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.

Планируемые результаты

На этом уроке

Узнаем:

  • в чём особенность дательного падежа имени существительного;

Научимся:

  • отличать дательный падеж имени существительного от других падежей;
  • приводить примеры существительных в дательном падеже.

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии)

http://resh.edu.ru

https://nsportal.ru

www.prosv.ru

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Прочитаем стихотворение известного автора Татьяны Рик.

Если б я названия
Падежам давал,
Я б тогда дарительным
ДАТЕЛЬНЫЙ назвал!

А еще как размечтаюсь,
Дед Морозом наряжаюсь
И подарки всем несу:
Братику, сестричке, псу.

А еще КОМУ? ЧЕМУ?
Птенчику, коню, сому,
Кошке, зайцу, бегемоту,
Крокодилу и слону!

К паровозу тороплюсь,
По земле лечу, несусь!
Всем подарки развезу я
И тогда домой вернусь!

Ответьте на вопрос.

Почему дательный падеж герой стихотворения предлагает назвать дарительным?

потому что мальчик любит дарить подарки;

потому что отвечает на вопросы: кому? чему?

потому что хочет нарядиться дедом морозом.

На этом уроке мы узнаем, в чём особенность дательного падежа имени существительного.

Существительные в дательном падеже отвечают на вопросы кому? чему?, употребляются с предлогами по, к.

Азбука – к мудрости ступенька.

Ступенька (к чему?) к мудрости (Д.п.).

Дательный падеж (греческий dotike) – это также дословный перевод с греческого языка. Возможно, название дательного падежа произошло от слова дать, ведь не случайно вопросы дательного падежа кому? чему? так хорошо сочетаются со словом дать.

Дать (кому? чему?) Саше, маме, Коле, дому (Д.п.).

Разбор заданий

  1. Текст вопроса

Прочитайте словосочетания. Поставьте падежные вопросы к именам существительным.

бродил ( _________?) по лесу

росли ( _____________?) под дубом

вспоминали ( _____________?) о лете

заплакал ( ________________?) от обиды

подарили (____________?) игрушку

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

бродил (по чему?) по лесу

росли (под чем?) под дубом

вспоминали (о чём?) о лете

заплакал (от чего?) от обиды

подарили (что?) игрушку

Подсказка.

Чтобы определить падеж имён существительных, надо:

— найти слово, с которым это имя существительное связано по смыслу, и поставить от него падежный вопрос;

— по падежному вопросу определить падеж имени существительного.

Неправильный ответ.

бродил (где?) по лесу

росли (где?) под дубом

вспоминали (о чём?) о лете

заплакал (почему?) от обиды

подарили (чего?) игрушку

2. Текст вопроса

Составьте словосочетания. У имён существительных определите падеж.

Удивляться (чему?) _____________ (… .п.)

Играть (на чём?) ______________(… .п.)

Прикоснулась (к чему?) ____________(… .п.)

Беспокоиться (о ком?) ___________(… .п.)

Размахивает (чем?) _____________(… .п.)

Побежал (по чему?) _____________(… .п.)

Слова для справок: событию, на лужайке, к мячу, о больном, флажком, по дорожке.

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

Удивляться (чему?) событию (Т .п.)

Играть (на чём?) на лужайке (П.п.)

Прикоснулась (к чему?) к мячу ( Д.п.)

Беспокоиться (о ком?) о больном (П.п.)

Размахивает (чем?) флажком (Т.п.)

Побежал (по чему?) по дорожке (Д.п.)

Подсказка.

Чтобы определить падеж имён существительных, надо:

— найти слово, с которым это имя существительное связано по смыслу, и поставить от него падежный вопрос;

по падежному вопросу определить падеж имени существительного.