Урок 58. Деление на трёхзначное число

Поделиться:
Конспект урока

Математика, 4 класс

Урок № 58. Деление на трёхзначное число.

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

— Как делить многозначное число на двузначное?

— Как правильно выполнять запись деления?

— Как подобрать пробную цифру частного?

Глоссарий по теме:

Частное – результат деления одного числа на другое.

Неполное частное – результат деления с остатком, который показывает, какое максимальное число раз делитель содержится в делимом.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1. Петерсон Л.Г. Математика. 4 класс. 1 ч. – М.: 2013. – стр. 40-43.

2. Математика. Учебник для 4 кл. нач. шк. В 2 ч./М.И. Моро, М.А. Бантова – М.: Просвещение, 2017.

3. Математика. Проверочные работы. 4 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций/ С.И.Волкова — М.: Просвещение, 2017. – стр. 78-79.

4. Математика. Тетрадь учебных достижений. 4 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций/ С.И.Волкова — М.: Просвещение, 2017. – стр. 79-80.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Рассмотрим деление на трёхзначное число. Деление на трёхзначное число выполняется по тем же правилам, что и деление на двузначное число.

936:234.

Первое неполное делимое — это само число 936. Поэтому в частном будет только одна цифра.

9

3

6

2Урок 58. Деление на трёхзначное числоУрок 58. Деление на трёхзначное число

3

4

9

3

6

4

Урок 58. Деление на трёхзначное число

0

Урок 58. Деление на трёхзначное число

Алгоритм деления:

1.Образую неполное делимое.

2.Определю количество цифр в частном.

3.Делю неполное делимое на делитель.

4.Умножаю делитель на пробную цифру.

5. Нахожу остаток от деления вычитанием.

6. Сравниваю остаток с делителем.

Чтобы легче было найти цифру частного, будем делить 936 не на 234, а на 200. Для этого нужно 9 разделить на 2, получим 4. Это пробная цифра. Нужно проверить, подходит ли она. Проверку делаем устно.

234 · 4 = 200 · 4 + 30 · 4 + 4 · 4 = 936

Полученное число равно делимому, значит, пробная цифра 4 подходит. Записываем ее в частном. Закончим запись деления столбиком. Умножаем 234 на 4, будет 936. Находим остаток от деления. Он равен нулю. Остаток меньше делителя. Деление закончено.

Найдём значение частного 219296 : 352

Выделим первое неполное делимое 2192 сотни.

Урок 58. Деление на трёхзначное число

Так как деление начинаем с сотен, в частном получим 3 цифры. Определяем первую цифру частного: 21:3=7, получили пробную цифру 7.

В запасе сотен нет, а требуется ещё 3 сотни, так как 5 дес. · 7 = 35 десятков. Значит, частное должно быть меньше 7.

Проверим 6.

3 сот. ·6 = 18 сот.

5 дес. ·6 = 30 дес. = 3 сот.

2 · 6 = 12

1800 + 300 + 12 = 2112

2112 < 2192, значит, цифра 6 подходит. Записываем ее в частном.

Умножаем 352 на 6, будет 2112. Вычитаем 2112 из 2192, будет 80. Остаток 80 меньше делителя 352.

Второе неполное делимое 809 десятков. Определяем цифру частного.

8 : 3 = 2, получили пробную цифру 2.

Проверяем:

352 · 2 = 704

704 < 809, значит, цифра 2 подходит. Записываем ее в частном.

Умножаем 352 на 2, будет 704. Вычитаем 704 из 809, будет 105. Остаток 105 меньше делителя 352.

Третье неполное делимое 1056 единиц. Определяем цифру частного.

Делим 10 на 3, получаем пробную цифру 3. Проверяем, 352 умножаем на 3. Складываем 900, 150 и 6, получаем 1056. Это число равно третьему неполному делимому. Значит, цифра 3 подходит, записываем ее в частном. Умножаем 352 на 3, будет 1056. Вычитаем 1056 из 1056. Остаток равен нулю. Деление окончено.

Задания тренировочного модуля:

1. Определите значение выражения, используя запись деления столбиком.

92400:462+1386:462

Урок 58. Деление на трёхзначное число

Варианты ответа: 23; 203; 263

Правильный вариант: 203

Урок 58. Деление на трёхзначное числоУрок 58. Деление на трёхзначное числоУрок 58. Деление на трёхзначное числоУрок 58. Деление на трёхзначное числоУрок 58. Деление на трёхзначное числоУрок 58. Деление на трёхзначное числоУрок 58. Деление на трёхзначное числоУрок 58. Деление на трёхзначное числоУрок 58. Деление на трёхзначное числоУрок 58. Деление на трёхзначное число2. Расшифруйте слово, с которого начинается четверостишие из поэмы М.Ю. Лермонтова.

(40 ∙ 40 ∙ 40 : 2 + 486850 : 650) ∙ 18Урок 58. Деление на трёхзначное число

О Урок 58. Деление на трёхзначное число

Е Урок 58. Деление на трёхзначное число

МУрок 58. Деление на трёхзначное число

АУрок 58. Деление на трёхзначное число

Т

ЗУрок 58. Деление на трёхзначное число

Р Урок 58. Деление на трёхзначное число

ИУрок 58. Деление на трёхзначное число

К Урок 58. Деление на трёхзначное число

Н Урок 58. Деление на трёхзначное число

ЦУрок 58. Деление на трёхзначное число

Ы Урок 58. Деление на трёхзначное число

_____ воет, дик и злобен,

Меж утёсами громад.

Буре плач его подобен,

Слёзы брызгами летят.

Правильный вариант: Терек

4. Выберите пропущенные числа в записи деления столбиком.

Урок 58. Деление на трёхзначное число

Варианты ответа: 0; 4; 7; 114; 141; 1141

Правильный вариант: 1141; 7; 0