Урок 58. Приёмы умножения и деления на 10

Поделиться:
Конспект урока

Математика, 2 класс. Урок № 58

Приёмы умножения и деления на 10.

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  1. Как находить произведение и частное?
  2. Как умножать и делить на 10?

Глоссарий по теме:

Умножение – это сложение одинаковых слагаемых. Знак умножения — ‧, х.

Компоненты умножения: первый множитель, второй множитель.

Результат умножения – произведение.

Переместительное свойство умножения – от перестановки мест множителей произведение не изменяется. С помощью букв переместительное свойство умножения записывают так: a • b = b • a.

Деление – действие обратное умножению.

Частное – результат действия деления.

Делимое – число, которое делят.

Делитель – число, на которое делят.

Обязательная литература и дополнительная литература:

  1. Моро М. И., Бантова М. А. и др. Математика 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций М.; Просвещение, 2017. – с. 74.
  2. М. И. Моро, С. И. Волкова. Для тех, кто любит математику 2 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. М.; Просвещение, 2018. – с. 13.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Давайте вспомним, как находить произведение и частное.

Рассмотрите записи.

7 • 2 = □

2 • 7 = □

14 : 2 = □

14 : 7 = □

Первое произведение 7 и 2 найдем, заменив умножение сложением.

7 + 7 = 14

7 • 2 = 14

Второе произведение 2 • 7 вычислим, пользуясь переместительным свойством умножения.

2 • 7 = 7 • 2

2 • 7 = 14

Частные 14 : 7, 14 : 2 найдем, разделив произведение на один из множителей.

14 : 7 = 2

14 : 2 = 7

Также будем рассуждать, чтобы вычислить произведение чисел 10 и 3

10 • 3 = 10 + 10 + 10

10 • 3 = 30

Поменяем множители местами.

3 • 10 = 10 • 3

3 • 10 = 30

На основе связи между произведением и множителями составим частные:

30 : 10 = 3

30 : 3 = 10

Рассмотрим рисунок. Составим равенства по рисунку. На рисунке 8 упаковок по 10 кубиков.

Урок 58. Приёмы умножения и деления на 10

10 • 8 = 80 80 : 10 = 8

8 • 10 = 80 80 : 8 = 10

Составим равенства к следующему рисунку.

Урок 58. Приёмы умножения и деления на 10

10 • 2 = 20 20 : 10 = 2

2 • 10 = 20 20 : 2 = 10

Составим выражение к рисунку и узнаем, сколько всего тюльпанов.

Урок 58. Приёмы умножения и деления на 10

10 • 3 = 30 30 : 10 = 3

3 • 10 = 30 30 : 3 = 10

Решим задачу. В каждом из 10 террариумах живут по 6 черепах. Сколько всего черепах в этих террариумах? Для решения выбираем действие умножение, так как неизвестно общее число черепах.

Решение задачи:

6 • 10 = 60 (ч.)

Ответ: 60 черепахи.

Составим и решим обратные задачи.

1) 60 черепах живут в 10 террариумах, в каждом одинаковое количество. Сколько черепах живет в одном террариуме?

Решение:

60 : 10 = 6 (ч.)

Ответ: 6 черепах.

2) 60 черепах живут в террариумах, по 6 черепах в каждом. Сколько террариумов занято черепахами?

Решение:

60 : 6 = 10 (т.)

Ответ: 10 террариумов.

Необходимо запомнить: при умножении числа на 10 к нему можно справа приписать один нуль. При делении числа на 10 справа от него, наоборот, можно отбросить один нуль.

Вывод:

Ответим на вопросы, поставленные в начале урока.

Чтобы найти произведение чисел, необходимо заменить умножение суммой одинаковых слагаемых, воспользоваться переместительным свойством умножения.

Частное находим, разделив произведение на один из множителей.

При умножении числа на 10 к нему можно справа приписать один нуль.

При делении числа на 10 справа от него, наоборот, можно отбросить один нуль.

Урок 58. Приёмы умножения и деления на 10

Выполним несколько тренировочных заданий.

1. Вычислите:

7 • 10 30 : 10 50 : 5

10 • 9 0 : 10 100 : 10

Проверьте:

7 • 10 = 70 30 : 10 = 3 50 : 5 = 10

10 • 9 = 90 0 : 10 = 0 100 : 10 = 10

В частном 0 : 10 используется правило деления нуля на любое число. При делении нуля на число всегда получается нуль.

2. Решите задачу. Составьте и решите обратные задачи.

Повар разложил 40 пирожков на 10 тарелок поровну. Сколько пирожков он положил на одну тарелку?

Проверьте решение задачи:

40 : 10 = 4 (п.)

Ответ: 4 пирожка.

А у вас такие обратные задачи?

1) Повар разложил на 10 тарелок пирожки, по 4 пирожка на каждую. Сколько пирожков разложил повар на тарелки?

Решение:

4 • 10 = 40 (п.)

Ответ: 40 пирожков.

2) Повар разложил 40 пирожков на тарелки, по 4 пирожка на каждую. Сколько тарелок занял повар?

Решение:

40 : 4 = 10 (т.)

Ответ: 10 тарелок.