Урок 59. Винительный падеж

Поделиться:
Конспект урока

Конспект урока.

Русский язык. 3 класс

№ 59

Раздел. Имя существительное.

Тема. Винительный падеж.

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

Знать, что такое склонение имён существительных, определять падеж имени существительного, отличать винительный падеж имён существительных от именительного и родительного падежей, составлять предложение с именем существительным в винительном падеже.

Глоссарий по теме (перечень терминов и понятий, введенных на данном уроке)

Имена существительное в винительном падеже отвечает на вопросы кого? что?

Вместе с именем существительным в винительном падеже часто употребляются предлоги: через, про, на, за, под, о, во, в.

  • В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017, с. 48 — 52.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.

Планируемые результаты

На этом уроке

Узнаем:

  • в чём особенность винительного падежа имени существительного;

Научимся:

  • отличать винительный падеж имени существительного от родительного и именительного падежей;
  • приводить примеры существительных в винительном падеже.

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии)

http://resh.edu.ru

https://nsportal.ru

www.prosv.ru

Винительный падеж так назван потому, что объект действия, обозначенный существительным, является причиной, вызывающей само действие (читать книгу, шить платье, делать зарядку). Название падежу дано от слова «вина». Значение слов «причина» и «вина» в древнерусском и старославянских языках совпадали.

Существительные в винительном падеже отвечают на вопросы кого? что? и употребляются с предлогами через, про, на, за, под, о, во, в.

Добрый пёс на ветер не лает. Не лает (на что?) на ветер (В.п.).

Вопросы существительных в винительном падеже совпадают с вопросами существительных в именительном и родительном падеже.

Важно помнить, что имя существительное, которое отвечает на вопрос что?, является в предложении подлежащим, стоит в Именительном падеже.

Имя существительное, которое отвечает на вопрос что?, является второстепенным членом предложения, стоит в Винительном падеже.

(Что?) Равнину (В.п.) освещает (что?) солнце (И.п.).

Чтобы распознать родительный и винительный падеж одушевлённых имён существительных мужского рода, можно использовать приёмы замены этих существительных одушевлёнными существительными женского рода или неодушевлёнными именами существительными в тех же падежах.

Р.п. (нет) кого? малыша (девочки, лисы).

В.п. (вижу) кого? малыша (лису, стол).

В этих падежах у данных имён существительных окончания различаются.

Разбор заданий

  1. Текст вопроса

Прочитайте слова. Напишите слова в винительном падеже.

дочка — _____________

мясо — ____________

ветер — ____________

человек — ____________

песня — ____________

ночь — ____________

тётя — ____________

грач — ____________

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

дочка — дочку

мясо — мясо

ветер — ветер

человек — человека

песня — песню

ночь — ночь

тётя — тётю

грач — грача

Подсказка.

Вопросы винительного падежа КОГО? Или ЧТО?

Неправильный ответ

дочка — дочки

мясо — мясу

ветер — ветра

человек — человеку

песня — песни

ночь — ночи

тётя — тёти

грач — грачу

2. Текст вопроса

Прочитайте предложения. Выделите цветом имена существительные в винительном падеже.

Терпение и труд всё перетрут.

Люди нашей страны уважают труд.

Мой дедушка получил медаль.

Эта медаль бережно хранится в нашей семье.

Лагерь находится на берегу озера.

Вскоре мы увидели наш лагерь.

Ветер погнал мяч по дорожке.

Мяч летал высоко и удивительно легко прыгал.

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

Терпение и труд всё перетрут.

Люди нашей страны уважают труд.

Мой дедушка получил медаль.

Эта медаль бережно хранится в нашей семье.

Лагерь находится на берегу озера.

Вскоре мы увидели наш лагерь.

Ветер погнал мяч по дорожке.

Мяч летал высоко и удивительно легко прыгал.

Подсказка.

Имя существительное, которое отвечает на вопрос что? и является в предложении подлежащим, стоит в именительном падеже.

Имя существительное, которое отвечает на вопрос что? и является в предложении второстепенным членом, стоит в винительном падеже.

Неправильный ответ

Терпение и труд всё перетрут.

Люди нашей страны уважают труд.

Мой дедушка получил медаль.

Эта медаль бережно хранится в нашей семье.

Лагерь находится на берегу озера.

Вскоре мы увидели наш лагерь.

Ветер погнал мяч по дорожке.

Мяч летал высоко и удивительно легко прыгал.