Конспект урока
Математика. 2 класс
Урок № 59. Решение задач, в том числе задачи с величинами: цена, количество, стоимость
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
- Что такое цена товара, количество, стоимость товара?
- Как изменяется стоимость товара при увеличении (уменьшении) количества товара?
- Как кратко записать задачи с величинами «цена», «количество», «стоимость»?
- Как связаны между собой величины «цена», «количество», «стоимость»?
Глоссарий по теме:
Умножение – это сумма одинаковых слагаемых.
Деление – действие обратное умножению.
Множитель – числа, которые соединены знаком умножения (звездочкой *, крестиком × или точкой •); компонент действия умножения.
Произведение – результат умножения двух и более чисел.
Цена – это величина, которая показывает, сколько стоит один предмет.
Количество – это число, которое показывает, сколько предметов купили.
Стоимость – это величина, которая показывает, сколько будут стоить все те предметы, которые купили.
Обязательная литература и дополнительная литература:
- Моро М. И., Бантова М. А. и др. Математика 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций М.; Просвещение, 2017. – с.73
- М. И. Моро, С. И. Волкова. Для тех, кто любит математику 2 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. М.; Просвещение, 2018. – с. 23
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Давайте поиграем в магазин. Перед вами образцы товаров, которые продаются в нашем магазине.
Обозначим цену товаров. Цена показывает, сколько стоит один предмет. Посмотрите на цены товаров. Кисточка стоит 9 рублей, альбом для рисования – 10 рублей, ручка – 8 рублей, тетрадь – 3 рубля, блокнот – 12 рублей.
Вы хотите купить четыре альбома. Какова стоимость покупки?
Что мы знаем? Цена альбома – 10 рублей, количество альбомов – 4 штуки.
Как найти стоимость покупки? Чтобы найти стоимость, надо цену умножить на количество товара. Надо взять число 10 слагаемым 4 раза.
10 • 4 = 40 (р.)
Ответ: 40 рублей стоимость покупки.
Если купить 5 альбомов по цене 10 рублей, то заплатим
10 • 5 = 50 (р.)
Стоимость товара увеличивается на 10 рублей. При увеличении количества товара стоимость увеличивается.
Если купить 3 альбома по цене 10 рублей, то заплатим
10 • 3 = 30 (р.)
Стоимость товара уменьшается на 10 рублей. При уменьшении количества товара стоимость уменьшается.
Кратко такие задачи можно записывать в таблицу со столбцами «цена», «количество», «стоимость».
Цена | Количество | Стоимость |
Как связаны величины цена количество, стоимость?
Составим обратную задачу.
За 4 альбома заплатили 40 рублей. Какова цена альбома?
Чтобы найти цену, надо стоимость разделить на количество.
40 : 4 = 10 (р.)
Ответ: 10 рублей цена альбома.
Вот еще одна обратная задача. За несколько альбомов по цене 10 рублей заплатили 40 рублей. Сколько альбомов купили?
Чтобы найти количество, надо стоимость разделить на цену.
40 : 10 = 4 (ал.)
Ответ: 4 альбома купили.
Запомните. Все эти три величины (цена, количество, стоимость) связаны между собой. Если у нас имеются любые две из них, то мы можем найти и третью неизвестную величину.
Ц • К = С
С : К = Ц
С : Ц = К
Решим задачу. За одну лампочку заплатили 3 рубля. Сколько рублей заплатят за 6 таких лампочек?
В задаче известна цена лампочки – 3 рубля, количество лампочек – 6 штук. Надо найти стоимость лампочек. Надо взять число 3 слагаемым 6 раз.
3 • 6 = 18 (р.)
Ответ: 18 рублей стоимость 6 лампочек.
Решим задачу.
За несколько ручек заплатили 60 рублей. Сколько купили ручек, если цена ручки 6 рублей?
В задаче надо найти количество ручек. Надо стоимость (60 рублей) разделить на цену ручки (6 рублей).
60 : 6 = 10 (шт.)
Ответ: 10 ручек купили.
Решим задачу.
За 2 пирожка заплатили 18 рублей. Какова цена пирожка?
Неизвестна цена пирожка. Разделим стоимость пирожков 18 рублей на количество 2 пирожка.
18 : 2 = 9 (р.)
Ответ: 2 рубля цена пирожка.
Вывод:
Ответим на вопросы, поставленные в начале урока.
Цена – это величина, которая показывает, сколько стоит один предмет (один килограмм продукта, одна коробка чая и т.д.).
Количество – это число, которое показывает, сколько предметов мы купили (сколько коробок мы купили или сколько килограмм и т.д.).
Стоимость – это величина, которая показывает, сколько будут стоить все те предметы, которые мы купили.
При увеличении количества товара стоимость увеличивается. При уменьшении количества товара стоимость уменьшается.
Кратко такие задачи можно записывать в таблицу со столбцами «цена», «количество», «стоимость».
Величины (цена, количество, стоимость) связаны между собой. Если у нас имеются любые две из них, то мы можем найти и третью неизвестную величину.
Ц • К = С
С : К = Ц
С : Ц = К
Выполним несколько тренировочных заданий.
1. Выберите выражение, которое является решением задачи.
Мороженое стоит 8 р. Какова стоимость двух порций такого мороженого?
8 + 2 8 – 2 8 : 2 8 • 2
Задача с величинами «цена», «количество», «стоимость». Нам надо найти стоимость, для этого цену умножим на количество.
Правильный вариант: 8 • 2
2. Решите задачу.
Цена ручки 6 р. Сколько стоят 2 такие ручки? 3 ручки? 4 ручки?
Решение:
6 • 2 = 12 (р.)
6 • 3 = 18 (р.)
6 • 4 = 24 (р.)
Ответ: 12 рублей; 18 рублей; 24 рубля.
При затруднении в вычислениях умножение можно заменить суммой одинаковых слагаемых.
3. Рассмотрите схематическую запись и решите задачу.
Толя купил 3 тетради, по 10 рублей каждая. Сколько стоили все тетради?
Решение:
10 • 3 = 30 (р.)
Ответ: 30 рублей.
Сколько таких тетрадей можно купить на 50 рублей?
Решение:
50 : 10 = 5 (т.)
Ответ: 5 тетрадей.