Конспект урока
Математика,4 класс
Урок №6. Диаграммы
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
— как можно извлекать информацию из различных источников (текстов, задач, таблиц)?
— что такое диаграмма?
— как читать и строить столбчатую диаграмму?
Глоссарий по теме:
Информация – это сведения о чем либо или о ком либо.
Диаграмма – графическое изображение информации.
Таблица – структурирование(представление) данных о чем-либо в виде строк и столбиков.
Столбчата диаграмма – диаграмма, на которой данные изображены в виде столбцов.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
1. Моро М. И., Бантова М. А. и др. Математика 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций М.; Просвещение, 2017. – с.13-14
2. Математика. Подготовка к Всероссийской проверочной работе. 4 кл: тетрадь для самостоятельной работы/ О. А. Захарова. – М: Академкнига/ Учебник, 2017. – с. 105-113
3. Математика: 4 класс: учебник в 2 ч. Ч.1/ В. Н. Рудницкая, Т. В. Юдачева. – М. Вентана-Граф, 2016. – с. 19-21
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Маша – 10 мин.
Оля – 12 мин.
Костя – 25 мин.
Илья – 7 мин.
Учительница детям задала задание: проследить и зафиксировать время, которые они тратят на дорогу в школу. И у детей получилась такая запись:
Никита – 19 мин.
Для наглядности дети записали результаты в таблицу
Имя ученика | Время на дорогу в школу |
Маша | 10 |
Оля | 12 |
Костя | 25 |
Илья | 7 |
Никита | 19 |
Учительница на основании информации в таблице составила рисунок, который называется – диаграмма.
Слово «диаграмма» пришло к нам из греческого языка и переводиться как «чертеж». В энциклопедии написано, что оно обозначает графическое изображение информации.
На изображении выше мы видим столбчатую диаграмму, т к . данные времени, которые дети тратят на дорогу изображены в виде столбиков.
С левой стороны диаграммы отмечено время, одно деление равно одной минуте. Внизу по горизонтальной линии имена детей.
По диаграмме мы сможем увидеть следующие данные:
- У Кости дорога от дома до школы самая длинная.
- Самая короткая — у Ильи.
- На сколько один ученик тратит время на дорогу больше или меньше другого. Например: Никита дольше, чем Маша и т.д.
Таким образом, «читается информация», которая записана на диаграмме.
Диаграмму можно построить.
Для этого:
- Рисуется прямой угол.
- Определим, какие величины будем располагаться на вертикальной и горизонтальной стороне угла.
- На вертикальной стороне угла откладываются единичные отрезки, чаще всего одна клетка в тетради – один отрезок.
- На горизонтальной стороне угла точки, которые обозначают то, что и о ком идет представление в диаграмме.
- При помощи линейки прорисовываются столбики с нужным количеством единичных отрезков или клеток.
В диаграмме подписываются все данные.
Задания тренировочного модуля:
1. Прочитайте диаграмму, выберите, сколько стоит книга и сколько стоит альбом.
Варианты ответа:
Книга: 50 руб., 20 руб., 100 руб., 150 руб.
Альбом: 50 руб., 20 руб., 100 руб., 150 руб.
Правильный ответ:
Книга стоит 100 руб.
Альбом стоит 50 руб.
2. Учительница дала Диме таблицу и попросила его указать диаграмму, на которой правильно изображены данные, представленные в этой таблице. Определи диаграмму, которую ему надо выбрать?
Имя | Сбережения |
Сара | 22 зеда |
Пётр | 15 зедов |
Полина | 17 зедов |
Кристина | 10 зедов |
Правильный ответ:
Вариант А.