Урок 6. Диаграммы

Поделиться:
Конспект урока

Математика,4 класс

Урок №6. Диаграммы

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

— как можно извлекать информацию из различных источников (текстов, задач, таблиц)?

— что такое диаграмма?

— как читать и строить столбчатую диаграмму?

Глоссарий по теме:

Информация – это сведения о чем либо или о ком либо.

Диаграмма – графическое изображение информации.

Таблица – структурирование(представление) данных о чем-либо в виде строк и столбиков.

Столбчата диаграмма – диаграмма, на которой данные изображены в виде столбцов.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1. Моро М. И., Бантова М. А. и др. Математика 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций М.; Просвещение, 2017. – с.13-14

2. Математика. Подготовка к Всероссийской проверочной работе. 4 кл: тетрадь для самостоятельной работы/ О. А. Захарова. – М: Академкнига/ Учебник, 2017. – с. 105-113

3. Математика: 4 класс: учебник в 2 ч. Ч.1/ В. Н. Рудницкая, Т. В. Юдачева. – М. Вентана-Граф, 2016. – с. 19-21

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Маша – 10 мин.

Оля – 12 мин.

Костя – 25 мин.

Илья – 7 мин.

Учительница детям задала задание: проследить и зафиксировать время, которые они тратят на дорогу в школу. И у детей получилась такая запись:

Никита – 19 мин.

Для наглядности дети записали результаты в таблицу

Имя ученика

Время на дорогу в школу

Маша

10

Оля

12

Костя

25

Илья

7

Никита

19

Учительница на основании информации в таблице составила рисунок, который называется – диаграмма.

Урок 6. Диаграммы

Слово «диаграмма» пришло к нам из греческого языка и переводиться как «чертеж». В энциклопедии написано, что оно обозначает графическое изображение информации.

На изображении выше мы видим столбчатую диаграмму, т к . данные времени, которые дети тратят на дорогу изображены в виде столбиков.

С левой стороны диаграммы отмечено время, одно деление равно одной минуте. Внизу по горизонтальной линии имена детей.

По диаграмме мы сможем увидеть следующие данные:

  1. У Кости дорога от дома до школы самая длинная.
  2. Самая короткая — у Ильи.
  3. На сколько один ученик тратит время на дорогу больше или меньше другого. Например: Никита дольше, чем Маша и т.д.

Таким образом, «читается информация», которая записана на диаграмме.

Диаграмму можно построить.

Для этого:

  1. Рисуется прямой угол.
  2. Определим, какие величины будем располагаться на вертикальной и горизонтальной стороне угла.
  3. На вертикальной стороне угла откладываются единичные отрезки, чаще всего одна клетка в тетради – один отрезок.
  4. На горизонтальной стороне угла точки, которые обозначают то, что и о ком идет представление в диаграмме.
  5. При помощи линейки прорисовываются столбики с нужным количеством единичных отрезков или клеток.

В диаграмме подписываются все данные.

Задания тренировочного модуля:

1. Прочитайте диаграмму, выберите, сколько стоит книга и сколько стоит альбом.

Урок 6. Диаграммы

Варианты ответа:

Книга: 50 руб., 20 руб., 100 руб., 150 руб.

Альбом: 50 руб., 20 руб., 100 руб., 150 руб.

Правильный ответ:

Книга стоит 100 руб.

Альбом стоит 50 руб.

2. Учительница дала Диме таблицу и попросила его указать диаграмму, на которой правильно изображены данные, представленные в этой таблице. Определи диаграмму, которую ему надо выбрать?

Имя

Сбережения

Сара

22 зеда

Пётр

15 зедов

Полина

17 зедов

Кристина

10 зедов

Урок 6. Диаграммы

Правильный ответ:

Вариант А.