Урок 6. И.В. Сталин в оценках современников и историков

Поделиться:
Конспект урока

История, 11 класс. Урок № 6.

Тема – И.В. Сталин в оценках современников и историков

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

  1. Оценки историков зарубежных о личности вождя.
  2. Российские историки о И.В.Сталине.
  3. Оценки советских историков о деятельности и личности И.В.Сталина.
  4. Историографическая литература о сталинской эпохе.

Тезаурус:

Культ личности -возвеличивание отдельной личности (как правило, государственного деятеля).

Индустриализация — процесс ускоренного социально-экономического перехода от традиционного этапа развития к индустриальному, с преобладанием промышленного производства в экономике.

Коллективизация-процесс объединения единоличных крестьянских хозяйств в коллективные хозяйства(колхозы в СССР). Проводилась в СССР в конце 1920-х — начале 1930-х гг. (решение о коллективизации было принято на XV съезде ВКП (б) в 1927 г.)

Перестройка — масштабные перемены в идеологии, экономической и политической жизни СССР во второй половине 1980-х годов. Целью реформ была всесторонняя демократизация сложившегося в СССР общественно-политического и экономического строя.

Гласность — политика максимальной открытости в деятельности государственных учреждений и свободы информации.

Политические репрессии — наказание, карательная мера, применяемая государственными органами с целью защиты и сохранения существующего строя.

Обязательная литература:

1.Горинов М. М., Данилов А.А., и др., под редакцией Торкунова А.Д.,10 класс. Издательство «Просвещение» — С. 10 – 15.

2. Хлевнюк О. В. Политбюро и «большая чистка». — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1996.- www.situation.ru/app/rs/lib/politburo/part4.htm Э.Радзинский. «Сталин»

Теоретический материал для самостоятельного изучения

На период нахождения Сталина у власти приходится ряд важнейших событий в истории СССР и мировой истории: ускоренная индустриализация СССР 1932—1933 гг., создание крупного механизированного сельского хозяйства СССР (коллективизация), основной вклад народов СССР в разгром нацизма во Второй Мировой войне, массовый трудовой и фронтовой героизм, превращение СССР в сверхдержаву со значительным научным, военным и промышленным потенциалом, вхождение СССР в клуб мировых ядерных держав, усиление геополитического влияния Советского Союза в мире; также: форсированная коллективизация, голод в 1932—1933 годах на части территории СССР, установление диктаторского тоталитарного режима, установление социалистического строя в Восточной Европе и Восточной Азии, начало холодной войны.

В результате индустриализации по объёму промышленного производства СССР вышел на первое место в Европе и на второе — в мире, обогнав Англию, Германию, Францию и уступая лишь США. За 1928—1940 годы, по оценкам ЦРУ, среднегодовой рост валового национального продукта в СССР составил 6, 1 %, что было сравнимо с соответствующим показателем в Германии и было существенно выше роста в наиболее развитых капиталистических странах, переживавших «Великую депрессию». Как олицетворение мощи огромной страны и всего советского народа – В Москве были построены знаменитые Сталинские высотки: Главное здание МГУ на Воробьёвых горах, гостиница «Украина»,здание Министерства иностранных дел СССР, жилой дом на Котельнической набережной, жилой дом на Кудринской площади, Административно-жилое здание на площади Красных Ворот, Гостиница «Ленинградская» .При Сталине было построено первое в СССР метро.

Внутренняя политика в СССР во второй половине 1930-х годов характеризуется жёсткими репрессивными мерами, проводившимися советскими государственными органами при участии партийных органов ВКП(б). Как считают многие историки, сигналом к началу массовых репрессий в СССР послужило убийство руководителя Ленинградской парторганизации ВКП(б) С. М. Кирова, совершённое 1 декабря 1934 года в Ленинграде. По мнению историка Хлевнюка О. В., Сталин использовал факт убийства С.М.Кирова для «собственных политических целей», прежде всего, как повод для окончательного устранения бывших политических оппонентов — лидеров и участников оппозиций 20-х—начала 30-х годов.

С сентября 1936 по ноябрь 1938 года репрессии осуществлялись под руководством наркома внутренних дел Н. И. Ежова. Существует большое количество документальных свидетельств о том, что деятельность Ежова в эти годы тщательно контролировал и направлял Сталин. В ходе репрессий второй половины 1930-х годов были устранены не только потенциальные политические соперники, но и многие лояльные Сталину партийные деятели, офицеры силовых ведомств, управляющие заводов, чиновники и скрывавшиеся на территории СССР иностранные коммунисты.

Ставят в вину лично Сталину неподготовленность Советского Союза к войне и огромные потери, особенно в начальный период войны, многие источники называли 22 июня 1941 года как дату нападения. Кем же всё-таки был И.В.Сталин? Крупной личностью, направляющей ход исторического развития народов или тираном?

Уинстон Черчилль английский политический деятель, премьер –министр Великобритании, не являлся сторонником И.В.Сталина, но считал для России счастьем, что в самые тяжелые годы страну возглавил И.В.Сталин. Он также отмечал его непобедимым мастером находить пути выхода из самых трудных ситуаций. Кроме того, он считал, что Сталин в самые критические моменты, а также в моменты торжества был сдержан, который своего врага уничтожал своим же врагом, «…не имел себе равного в мире, диктатором, принявшим Россию с сохой и оставившим ее с атомным вооружением».

Очень высокую оценку деятельности И.В. Сталина дал А.Гитлер в своей цитате:

«Сила русского народа состоит не в его численности или организованности, а в его способности порождать личности масштаба Сталина. По своим политическим и военным качествам Сталин намного превосходит и Черчилля и Рузвельта. Это единственный мировой политик, достойный уважения. Наша задача — раздробить русский народ так, чтобы люди масштаба Сталина больше не появлялись».

Совсем противоречива точка зрения Л.Троцкого: «Сталин насквозь лживый человек. Но на каждом этапе его ложь служит данному моменту, она не стеснена заботой о вчерашнем и завтрашнем дне, она рассчитана на короткую память большинства и на материальную невозможность для меньшинства публично опровергнуть ложь».

Р. Риббентроп, министр иностранных дел Германии характеризовал И.В.Сталина как «…человека необычайного масштаба». Он отмечал силу и власть этого человека, где « одно слово которого становилось приказом для самых отдаленных точек России», «человек, который сплотил население своей империи сильнее, чем другие правители».

В 1956 г. На ХХ съезде КПСС прозвучал закрытый доклад Н. С. Хрущева «О культе личности и его последствиях». В своем докладе он подверг критике политику своего предшественника. Докладчик обвинил генсека в массовых репрессиях, физическом уничтожении политических оппонентов, злоупотреблении властью и «возвышении над партией».

Вторая волна разоблачений Сталина и полемика о его роли в истории началась в период перестройки (1985-1991 гг.) на волне гласности. Стали печататься произведения А. Солженицына, Шаламова. На Украине был поднят вопрос о массовом голоде (голодоморе), был реабилитирован Н. Бухарин.

Свою оценку личности Сталина дал и Владимир Путин: «Очевидно, что с 1924 по 1953 год страна, а страной тогда руководил Сталин, изменилась коренным образом, она из аграрной превратилась в индустриальную. Правда, крестьянства не осталось, но индустриализация действительно состоялась. Мы выиграли Великую отечественную войну. И кто бы и что бы ни говорил, победа была достигнута». Вместе с тем он отметил репрессии, имевшие место в тот период.

В ходе электронного опроса общественного мнения, организованного телеканалом «Россия» в 2008 г. Сталин занимал лидирующие позиции с большим отрывом. Но в результате, по официальным данным, Сталин занял второе место, уступив Александру Невскому 1 % голосов.

Примеры и разбор решения заданий

1. Р. Риббентроп, министр иностранных дел Германии, характеризовал И.В.Сталина как «…человека _____________________».

Варианты ответов:

1) гигантского масштаба;

2) необычайного масштаба;

3) мощного масштаба

4) сильного масштаба

Правильный вариант: 2) необычайного масштаба

2. Используя конспект урока, найдите и выделите цветом по вертикали и горизонтали в филворде фамилии исторических деятелей, которых мы изучали на данном уроке.

  1. Автор доклада «О культе личности и его последствиях»
  2. Нарком внутренних дел СССР в 1936 г.
  3. Руководитель Ленинградской парторганизации, убитый в 1934 г в Смольном.
  4. «Вождь народов».

Правильный вариант: Хрущев; Ежов; Сталин, Киров.

А

Н

В

Ь

Г

Ж

А

Л

П

Х

Р

У

Щ

Ё

В

О

В

А

Р

Р

Л

И

Г

Н

Р

О

В

О

Г

И

Т

Л

Е

Ж

О

В

С

Т

А

Л

И

Н

Л

П

И

Д

П

Р

И

И

Л

Д

Щ

Т

Ф

Р

А

Н

К

И

Р

О

В

О

П

Г

О

П

В

Е

П

Е

И

Т

В

П

Р

Т

Р

Д