Конспект урока
Название предмета: Русский язык
Класс: Третий класс
Номер урока: № 6
Раздел: «Предложение»
Тема: Повествовательные, побудительные и восклицательные предложения
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
Предложение – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль. Слова в предложении связаны между собой по смыслу и грамматически.
Предложения, которые мы строим, бывают разные по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные.
Предложения, в которых о чём-либо сообщается, повествуется, называются повествовательными.
Предложения, в которых побуждают к действию (просят, предлагают, требуют, советуют), называются побудительными.
Предложения, которые содержат вопрос, называются вопросительными.
Тезаурус (перечень терминов и понятий, введённых на данном уроке): предложение, предложение по цели высказывания, повествовательное предложение, побудительное предложение, вопросительное предложение.
Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц):
Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 17-20.
Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 10.
Канакина В. П. и др. Русский язык. 3 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011.
Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии):
http://resh.edu.ru
www.prosv.ru
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
Предложение – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль. Слова в предложении связаны между собой по смыслу и грамматически. Общаясь друг с другом, люди говорят или пишут не просто так, а зачем-то, с какой-то целью. Иногда мы хотим о чём-то сказать, сообщить, иногда – узнать, спросить или побудить что-либо сделать: попросить, предложить, потребовать, посоветовать. Вот поэтому предложения, которые мы строим, бывают разные по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Предложения, в которых о чём-либо сообщается, повествуется, называются повествовательными. Например, пришла осень. Покраснел шиповник. На болотах поспевает клюква. Предложения, которые содержат вопрос, называются вопросительными. Например, как ты живёшь, синичка? Скоро ли придёт зима? Когда начнутся каникулы? Предложения, в которых побуждают к действию (просят, предлагают, требуют, советуют), называются побудительными. Например, береги своё здоровье. Чисти зубы после еды. Вымой, пожалуйста, посуду. Определим, какие знаки препинания ставятся в конце предложений. В конце повествовательного предложения ставим «точку» (.) или «восклицательный знак» (!). Наступила осень. Наступила осень! При чтении этих предложений важно понять, что хотел сказать автор, какое слово хотел выделить (наступила или осень), какое настроение, чувства хотел передать (грусть, радость). В конце вопросительного предложения ставится вопросительный знак (?) или вопросительный и восклицательный знаки. Читать надо эти предложения с вопросительной интонацией. В конце побудительных предложений ставится точка или восклицательный знак.
Разбор типового тренировочного задания
ТВ – 1. базовый уровень сложности.
Тип – установление соответствий между элементами двух множеств.
Текст вопроса.
Соедините понятие и соответствующее ему предложение.
Повествовательное предложение | Когда мы пойдём на тренировку? |
Вопросительное предложение | Целый день лил проливной дождь. |
Побудительное предложение | Давайте прогуляемся по осеннему парку. |
Правильный ответ.
Повествовательное предложение | Когда мы пойдём на тренировку? |
Вопросительное предложение | Целый день лил проливной дождь. |
Побудительное предложение | Давайте прогуляемся по осеннему парку. |
Алгоритм выполнения задания:
- Прочитайте задание.
- Определите опорные слова задания.
- Расскажите, как вы будете выполнять задание.
- Проверьте, правильно ли рассказали.
- Вспомните, какие бывают предложения по цели высказывания, в чём их особенность.
- Прочитайте предложения.
- Определите вид предложения по цели высказывания.
- Установите соответствие с помощью стрелок.
- Проверьте, правильно ли выполнили задание.
Разбор типового тренировочного задания
ТВ – 2. Базовый уровень сложности.
Тип – выделение цветом.
Текст вопроса.
Выделите цветом повествовательные предложения.
Скоро мы уезжаем в Новгород.
Берегите родную природу.
Снежные хлопья медленно опускались на лес.
Помогите птицам зимой.
Кто оставил следы на снегу?
Правильный ответ
Скоро мы уезжаем в Новгород.
Берегите родную природу.
Снежные хлопья медленно опускались на лес.
Помогите птицам зимой.
Кто оставил следы на снегу?
Алгоритм выполнения задания:
- Прочитайте задание.
- Определите опорные слова задания.
- Расскажите, как вы будете выполнять задание.
- Проверьте, правильно ли рассказали.
- Вспомните, что такое повествовательное предложение (содержит сообщение).
- Прочитайте предложения.
- Определите, какое из предложений является повествовательным.
- Выделите цветом повествовательные предложения.
- Проверьте, получилось ли выполнить задание.