Конспект урока
Русский язык
11 класс
Урок № 6
Синтаксис и выразительность речи
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
— выразительные средства синтаксиса,
— градация, антитеза, параллелизм, анафора, перифраза, инверсия,
— смысловая роль выразительных средств
Глоссарий
Синтаксис (греч. Syntaxis — составление) — это раздел грамматики, изучающий строй связной речи и включающий в себя две основные части: 1) учение о словосочетании и 2) учение о предложении.
Выразительные средства синтаксиса —это такие способы построения словосочетания и предложения, с помощью которых можно расставить нужные акценты, придать высказыванию яркости, сделать его более эффектным.
Градация — это такое расположение частей высказывания, относящихся к одному предмету, при котором каждая последующая часть оказывается более насыщенной, более выразительной или впечатляющей, чем предыдущая.
Антитеза — это резкое противопоставление понятий, положений, образов, состояний.
Параллелизм — это схожее или одинаковое построение расположенных рядом предложений или отрезков речи.
Анафора — это повторение начальных частей находящихся рядом предложений.
Инверсия — это изменение прямого порядка слов или словосочетаний.
Перифраза — это средство замена одного слова описательным выражением.
Обязательная литература:
1. Власенков А. И. Русский язык. 10 — 11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / А. И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. — М.: Просвещение, 2009 – 287 с.
Дополнительная литература:
1. Былинский К. И. Литературное редактирование: учеб. пособие / К.И. Былинский, Д.Э. Розенталь. 3-е изд., испр. и доп. — М.: ФЛИНТА: Наука – 400 с.
Теоретический материал для самостоятельного обучения
К выразительным средствам синтаксиса относятся градация, антитеза, параллелизм, анафора, инверсия, перифраза.
При градации относящиеся к одному предмету части высказывания располагаются в таком порядке, чтобы каждая из последующих частей усиливала выразительный эффект.
Например, в эссе «Это непереводимое слово “хамство”» Сергей Довлатов с помощью градации показывает, как меняется речь интеллигентного человека от предчувствия хамства: «Я говорю продавщице, женщине лет шестидесяти: “Девушка, миленькая…”». Как бы боясь агрессии, герой от почти пренебрежительного «продавщица» доходит до заискивающего обращения «миленькая». Так, последовательное расположение слов «продавщица», «женщина», «девушка», «миленькая» образуют в данном случае градацию.
С помощью антитезы можно добиться эффекта контраста. Антитеза основывается на противопоставлении понятий и образов. Рассмотрим антитезу на классическом примере:
«Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.»
Интересно, что в этом отрывке из «Евгения Онегина» Александр Сергеевич Пушкин использует антитезу, чтобы сделать неожиданный вывод о сходстве противоположных явлений.
Синтаксическим параллелизмом называют схожее или одинаковое построение расположенных рядом предложений или отрезков речи.
Этот прием можно встретить в стихотворении Анны Андреевны Ахматовой «Про стихи»:
«Это – выжимки бессонниц,
Это – свеч кривых нагар,
Это – сотен белых звонниц
Первый утренний удар…
Это – теплый подоконник
Под черниговской луной,
Это – пчелы, это – донник,
Это – пыль, и мрак, и зной.»
На протяжении всего стихотворения повторяется конструкция двусоставного предложения, в котором подлежащее выражено указательным местоимением «это», а сказуемое – существительным.
При синтаксическом параллелизме нередко появляется еще одно выразительное средство синтаксиса – анафора, то есть повтор одинаковых слов в начале предложения. В приведенном тексте анафора заключается в повторении слова «это» в начале строки.
В предложенном стихотворении Ахматовой встречается и инверсия – изменение прямого порядка слов в предложении или словосочетании. Так, в словосочетании «свеч кривых» прямой порядок слов нарушается: согласованное определение следует после главного слова. Это позволяет сохранить ритмический рисунок стихотворения и усилить выразительность поэтической интонации.
В некоторых случаях инверсия помогает интонационно выделить конкретное слово, заострить на нем внимание. Например, устойчивое выражение «живой труп», в основе которого лежит оксюморон – сочетание несочетаемого, можно превратить в реплику, подходящую для комедии или, напротив, фильма ужасов: «Труп живой!».
Еще одно выразительное средство, о котором нужно сказать, — перифраза.
Так называют замену одного слова описательным выражением. Перифразу можно отнести к лексико-синтаксическим средствам выразительности, поскольку слово (единица лексики) заменяется словосочетанием (единицей синтаксиса). Заменяя слова «верблюд», «животные», «Япония» словосочетаниями «корабль пустыни», «братья наши меньшие», «страна восходящего солнца», мы используем перифразу.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 1.
Замените перифразы географическими названиями.
Вопросы к кроссворду:
- Третий Рим.
- Северная Венеция.
- Страна пирамид.
- Столица мировой моды.
- Туманный Альбион.
- Страна восходящего солнца.
- Город на семи холмах.
- Колыбель трех религий.
Решение:
- Москва.
- Петербург.
- Египет.
- Париж.
- Англия
- Япония.
- Рим.
- Иерусалим.
Задание 2.
Вставьте на место пропусков в таблице термины, определения которых даны в правом столбце.
фигура речи, состоящая в изменении прямого порядка слов или словосочетаний | |
фигура речи, состоящая в повторении структуры находящихся рядом предложений | |
фигура речи, образующая контраст и заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний | |
фигура речи, состоящая в таком расположении частей высказывания, относящихся к одному предмету, что каждая последующая часть оказывается более насыщенной, более выразительной или впечатляющей, чем предыдущая |
Слова для подстановки: параллелизм, инверсия, градация, антитеза.
Решение:
инверсия | фигура речи, состоящая в изменении прямого порядка слов или словосочетаний |
анафора | фигура речи, состоящая в повторении начальных частей находящихся рядом предложений |
антитеза | фигура речи, образующая контраст и заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний |
градация | фигура речи, состоящая в таком расположении частей высказывания, относящихся к одному предмету, что каждая последующая часть оказывается более насыщенной, более выразительной или впечатляющей, чем предыдущая |
Решение
«анафора», «антитеза».