Урок 60. Творительный падеж

Поделиться:
Конспект урока

Русский язык. 3 класс

№ 60

Раздел. Имя существительное.

Тема. Творительный падеж.

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

Знать, что такое склонение имён существительных, определять падеж имени существительного, отличать винительный падеж имён существительных от именительного и родительного падежей, составлять предложение с именем существительным в винительном падеже.

Глоссарий по теме (перечень терминов и понятий, введенных на данном уроке)

Имена существительные в творительном падеже отвечают на вопросы кем? чем?

Имена существительные в творительном падеже чаще всего употребляются с предлогами: с, со, перед, под, на, за, между

  • В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017, с. 48 — 52.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.

Планируемые результаты

На этом уроке

Узнаем:

  • в чём особенность винительного падежа имени существительного;

Научимся:

  • отличать винительный падеж имени существительного от родительного и именительного падежей;
  • приводить примеры существительных в винительном падеже.

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии)

http://resh.edu.ru

https://nsportal.ru

www.prosv.ru

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Имена существительные в творительном падеже отвечают на вопросы кем? Чем?

Имена существительные в творительном падеже чаще всего употребляются с предлогами: с, со, перед, под, на, за, между.

Апрель богат водою.

Богат (чем?) водою (Т.п.).

Творительный падеж также ввёл Лаврентий Зизания. В 1596 году. Этот падеж связан по семантике с глаголом «творить» — делать что-то при помощи какого-то орудия, средства. Отсюда и основное значение творительного падежа — орудийное, инструментальное (писать пером, рисовать красками). И его вопросы — кем? чем?

Имена существительные в творительном падеже отвечают на вопросы кем? Чем?

Имена существительные в творительном падеже чаще всего употребляются с предлогами: с, со, перед, под, на, за, между.

Разбор заданий

  1. Текст вопроса

Прочитайте словосочетания. Определите падеж выделенных слов. Распределите словосочетания в нужный столбец таблицы.

уважать сестру, гордиться сестрой, подарок сестры

корни дерева, посадили дерево, восхищаться деревом

любоваться цветком, понюхал цветок, запах цветка

песня скворца, следить за скворцом, смотрю на скворца

Родительный падеж

Винительный падеж

Творительный падеж

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

Родительный падеж

Винительный падеж

Творительный падеж

подарок сестры

уважать сестру

гордиться сестрой

корни дерева

посадили дерево

восхищаться деревом

запах цветка

понюхал цветок

любоваться цветком

песня скворца

смотрю на скворца

следить за скворцом

Подсказка

Чтобы определить падеж имён существительных, надо:

— найти слово, с которым это имя существительное связано по смыслу, и поставить от него падежный вопрос;

— по падежному вопросу определить падеж имени существительного.

Неправильный ответ.

Родительный падеж

Винительный падеж

Творительный падеж

уважать сестру

гордиться сестрой

подарок сестры

посадили дерево

восхищаться деревом

корни дерева

понюхал цветок

любоваться цветком

запах цветка

смотрю на скворца

следить за скворцом

песня скворца

2. Текст вопроса

Прочитайте словосочетания. Определите падеж имён существительных. Выделите цветом имена существительные в творительном падеже.

Достать из печи, восхищался поступком, пользовалась компьютером, книга о подвиге, помочь бабушке, увлекаются танцами, командовать парадом, вспоминать о друге, бежать за автобусом, наслаждаться природой, слушать песню.

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

Достать из печи, восхищался поступком, пользовалась компьютером, книга о подвиге, помочь бабушке, увлекаются танцами, командовать парадом, вспоминать о друге, бежать за автобусом, наслаждаться природой, слушать песню.

Подсказка

Чтобы определить падеж имён существительных, надо:

— найти слово, с которым это имя существительное связано по смыслу, и поставить от него падежный вопрос;

— по падежному вопросу определить падеж имени существительного.

Неправильный ответ.

Достать из печи, восхищался поступком, пользовалась компьютером, книга о подвиге, помочь бабушке, увлекаются танцами, командовать парадом, вспоминать о друге, бежать за автобусом, наслаждаться природой, слушать песню.