Урок 61. Варианты морфем. Морфемный анализ слова

Поделиться:
Конспект урока

Русский язык

5 класс

Урок 61

Варианты морфем. Морфемный анализ слова

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме

1. Варианты морфем как части слова с чередованием звуков.

2. Разбор слова по морфемам.

Тезаурус

Варианты морфем – части слова с чередованием звуков.

Список литературы

Основная литература:

1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2012. – с.26-28; 176 с.

Теоретический материал для самостоятельного обучения

Корни, приставки, суффиксы и окончания могут иметь неодинаковый звуковой состав в результате чередования гласных и согласных. Об этом сегодня и пойдёт речь.

Определите, в какой строке записаны однокоренные слова с чередованием гласных в корне?

1) заберу – забирает

2) снег – снежок

3) грабли – грабить

4) сон – Соня

Пара слов «заберу – забирает» содержит чередование гласных е//и в корне.

В какой строке названы однокоренные слова с чередованием согласных в корне?

1) влезет – лазить

2) друг – подружка

3) спор – споры

4) слон – прислониться

Пара слов «друг – подружка» содержит чередование согласных г//ж в корне.

Определите, какой вариант подходит для следующих пар слов.

В словах жать – жму, сон – сновидение, день – дня встречается:

1) изменение ударения

2) изменение значения

3) чередование гласного с нулём звука, т.е. беглые гласные

4) переход в другую часть речи

В этих парах слов есть беглые гласные.

Назовите все чередования в ряду слов орех – орешек – орешка. В этих данных словах происходит чередование х//ш в корне и ек//к в суффиксе.

Рассмотрите пары слов: упросить – упрашивать, оросить – орошение, поглотить – поглощение, муха – мушиный. Определите варианты чередований в корнях. В паре слов «упросить – упрашивать» чередование о//а и с//ш, в словах оросить – орошение чередование с//ш, в словах поглотить – поглощение чередование т//щ, в словах муха – мушиный чередование х//ш.

Рассмотрите пары слов: подлить – подозвать, разделить – растереть, земляк – землячка. Определите варианты чередований в приставках и суффиксах. В словах подлить – подозвать чередование в приставке о//нулевой звук, в словах разделить – растереть чередование з//с, в словах земляк – землячка чередование к//чк.

Порядок морфемного анализа:

  • Прочитать слово. Определить, изменяется оно или нет. Выделить окончание.
  • Выделить основу.
  • Выделить корень, подобрать однокоренные слова.
  • Выделить приставку,
  • Выделить суффикс.
  • Обозначить условно последовательность морфем в виде схемы (т. е. изобразить графически).

Рассмотрим примеры морфемного анализа слов.

В голубоватой – окончание -ой, основа – голубоват-. Окончание обозначает женский род, предложный падеж и единственное число. Корень голуб-, однокоренные слова – голубой, голубеть. Суффикс -оват-. Приставки нет.

Морфемный анализ слова перевозчик. Нулевое окончание. Основа перевозчик. Корень -воз-, однокоренные слова – возить, повозка. Суффикс -чик-, приставка пере-.

Разбор тренировочных заданий

Выберите из списка правильный ответ. В какой морфеме происходит чередование звуков в слове «травяной»?

  • приставка
  • суффикс
  • корень
  • окончание

Правильный ответ: суффикс

Заполните таблицу.

Распределите слова на 2 группы: с чередованием в суффиксе и с чередованием в приставке.

Подозвать, земляк, оловянный, остряк, разделить, травяной, подлить.

Правильный ответ:

Слова с чередованием в суффиксе

Слова с чередованием в приставке

земляк

подозвать

оловянный

разделить

остряк

подлить

травяной