Конспект урока
Математика, 2 класс
Урок № 61. Закрепление изученного по разделу «Числа от 1 до 100. Умножение и деление». Контроль и учёт знаний
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
- Приемы умножения и деления на 10.
- Решение задач, в которых неизвестно третье слагаемое.
Глоссарий по теме:
Умножение – это сложение одинаковых слагаемых. Знак умножения — *, х.
Компоненты умножения: первый множитель, второй множитель.
Результат умножения – произведение.
Переместительное свойство умножения – от перестановки мест множителей произведение не изменяется. С помощью букв переместительное свойство умножения записывают так: a • b = b • a.
Деление – действие обратное умножению.
Компоненты деления: делимое, делитель.
Делимое – число, которое делят.
Делитель – число, на которое делят.
Результат деления – частное.
Обязательная литература и дополнительная литература:
- Моро М.И., Бантова М.А. и др. Математика 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций М.; Просвещение, 2017. – с. 77
- М.И.Моро, С.И.Волкова. Для тех, кто любит математику 2 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. М.; Просвещение, 2018. – с. 58
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Рассмотрим равенство
10 • 5 = 50.
Какие знания необходимы, чтобы найти значение этого выражения?
1. Чтобы 10 умножить на 5, надо число 10 взять слагаемым 5 раз. Умножение заменим суммой одинаковых слагаемых.
10 • 5 = 10 + 10 + 10 + 10 + 10 = 50
2. Умножение на число 10. Воспользуемся переместительным свойством умножения.
10 • 5 = 5 • 10
5 • 10 = 50
3. Компоненты действия умножения.
10 • 5 = 50
10 – первый множитель, 5 – второй множитель, 50 – произведение.
4. Действие умножение связано с действием деление. Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель.
50 : 5 = 10, где 50 – делимое, 5 – делитель, 10 – частное.
50 : 10 = 5, где 50 – делимое, 10 – делитель, 5 – частное.
Рассмотрим рисунок и составим соответствующие равенства.
У одной божьей коровки на спинке 6 пятнышек, а жучков 10.
6 • 10 = 60
60 : 6 = 10
60 : 10 = 6
Рассмотрим следующий рисунок.
Составим равенства.
3 • 10 = 30 30 : 10 = 3
10 • 3 = 30 30 : 3 = 10
Решим задачу.
На весы положили арбуз, дыню и тыкву. Весы показали 12 кг. Масса арбуза 3 кг, масса дыни 2 кг. Какова масса тыквы?
Рассмотрим рисунок. Что обозначают числа?
3 кг – масса арбуза, 2 кг – масса – дыни, 12 кг – масса арбуза, дыни и тыквы вместе.
Общая масса состоит из трех слагаемых. В задаче неизвестно одно из слагаемых – масса тыквы. Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть другое слагаемое.
Задачу можно решить разными способами.
Решение:
I способ
1) 3 + 2 = 5 (кг) – масса арбуза и дыни
2) 12 – 5 = 7 (кг) – масса тыквы.
Ответ: 7 кг масса тыквы.
II способ
1) 12 – 3 = 9 (кг) – масса дыни и тыквы вместе
2) 9 – 2 = 7 (кг) – масса тыквы.
Ответ: 7 кг масса тыквы.
III способ
1) 12 – 2 = 10 (кг) – масса арбуза и тыквы вместе
2) 10 – 3 = 7 (кг) – масса тыквы.
Ответ: 7 кг масса тыквы.
Запомните: чтобы найти третье слагаемое, надо из суммы вычесть два других известных слагаемых.
Вывод:
Ответим на вопросы, поставленные в начале урока.
Для выполнения умножения и деления на 10 надо знать переместительное свойство умножения, взаимосвязь между компонентами действия умножения.
При решении задач на нахождение третьего слагаемого пользуемся правилом — из суммы вычитаем два других слагаемых. Такие задачи можно решать разными способами.
Выполним несколько тренировочных заданий.
1. Заполните пропуски:
10 • 6 = □ 10 • □ = 20
60 : 10 = □ □ : 10 = 2
60 : 6 = □ 20 : □ = 10
6 • 10 = □ □ • □ = 20
Проверьте.
10 • 6 = 60 10 • 2 = 20
60 : 10 = 6 20 : 10 = 2
60 : 6 = 10 20 : 2 = 10
6 • 10 = 60 2 • 10 = 20
2. Решите задачу.
За альбом, краски и цветные карандаши заплатили 30 рублей. Альбом стоит 10 рублей, краски – 12 рублей. Сколько заплатили за цветные карандаши?
Составим схему задачи.
Решение:
I способ:
1) 10 + 12 = 22 (р.) – заплатили за альбом и краски вместе
2) 30 – 22 = 8 (р.) – заплатили за цветные карандаши
II способ:
1) 30 – 10 = 20 (р.) – заплатили за краски и цветные карандаши вместе
2) 20 – 12 = 8 (р.) – заплатили за цветные карандаши
III способ:
1) 30 – 12 = 18 (р.) – заплатили за альбом и цветные карандаши вместе
2) 18 – 10 = 8 (р.) – заплатили за цветные карандаши.
Ответ: 8 рублей заплатили за цветные карандаши.