Урок 61. Закрепление изученного по разделу «Числа от 1 до 100. Умножение и деление». Контроль и учёт знаний

Поделиться:
Конспект урока

Математика, 2 класс

Урок № 61. Закрепление изученного по разделу «Числа от 1 до 100. Умножение и деление». Контроль и учёт знаний

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  1. Приемы умножения и деления на 10.
  2. Решение задач, в которых неизвестно третье слагаемое.

Глоссарий по теме:

Умножение – это сложение одинаковых слагаемых. Знак умножения — *, х.

Компоненты умножения: первый множитель, второй множитель.

Результат умножения – произведение.

Переместительное свойство умножения – от перестановки мест множителей произведение не изменяется. С помощью букв переместительное свойство умножения записывают так: a • b = b • a.

Деление – действие обратное умножению.

Компоненты деления: делимое, делитель.

Делимое – число, которое делят.

Делитель – число, на которое делят.

Результат деления – частное.

Обязательная литература и дополнительная литература:

  1. Моро М.И., Бантова М.А. и др. Математика 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций М.; Просвещение, 2017. – с. 77
  2. М.И.Моро, С.И.Волкова. Для тех, кто любит математику 2 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. М.; Просвещение, 2018. – с. 58

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Рассмотрим равенство

10 • 5 = 50.

Какие знания необходимы, чтобы найти значение этого выражения?

1. Чтобы 10 умножить на 5, надо число 10 взять слагаемым 5 раз. Умножение заменим суммой одинаковых слагаемых.

10 • 5 = 10 + 10 + 10 + 10 + 10 = 50

2. Умножение на число 10. Воспользуемся переместительным свойством умножения.

10 • 5 = 5 • 10

5 • 10 = 50

3. Компоненты действия умножения.

10 • 5 = 50

10 – первый множитель, 5 – второй множитель, 50 – произведение.

4. Действие умножение связано с действием деление. Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель.

50 : 5 = 10, где 50 – делимое, 5 – делитель, 10 – частное.

50 : 10 = 5, где 50 – делимое, 10 – делитель, 5 – частное.

Рассмотрим рисунок и составим соответствующие равенства.

У одной божьей коровки на спинке 6 пятнышек, а жучков 10.

Урок 61. Закрепление изученного по разделу «Числа от 1 до 100. Умножение и деление». Контроль и учёт знаний

6 • 10 = 60

60 : 6 = 10

60 : 10 = 6

Рассмотрим следующий рисунок.

Урок 61. Закрепление изученного по разделу «Числа от 1 до 100. Умножение и деление». Контроль и учёт знаний

Составим равенства.

3 • 10 = 30 30 : 10 = 3

10 • 3 = 30 30 : 3 = 10

Решим задачу.

На весы положили арбуз, дыню и тыкву. Весы показали 12 кг. Масса арбуза 3 кг, масса дыни 2 кг. Какова масса тыквы?

Урок 61. Закрепление изученного по разделу «Числа от 1 до 100. Умножение и деление». Контроль и учёт знаний

Рассмотрим рисунок. Что обозначают числа?

3 кг – масса арбуза, 2 кг – масса – дыни, 12 кг – масса арбуза, дыни и тыквы вместе.

Общая масса состоит из трех слагаемых. В задаче неизвестно одно из слагаемых – масса тыквы. Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть другое слагаемое.

Задачу можно решить разными способами.

Решение:

I способ

1) 3 + 2 = 5 (кг) – масса арбуза и дыни

2) 12 – 5 = 7 (кг) – масса тыквы.

Ответ: 7 кг масса тыквы.

II способ

1) 12 – 3 = 9 (кг) – масса дыни и тыквы вместе

2) 9 – 2 = 7 (кг) – масса тыквы.

Ответ: 7 кг масса тыквы.

III способ

1) 12 – 2 = 10 (кг) – масса арбуза и тыквы вместе

2) 10 – 3 = 7 (кг) – масса тыквы.

Ответ: 7 кг масса тыквы.

Запомните: чтобы найти третье слагаемое, надо из суммы вычесть два других известных слагаемых.

Вывод:

Ответим на вопросы, поставленные в начале урока.

Для выполнения умножения и деления на 10 надо знать переместительное свойство умножения, взаимосвязь между компонентами действия умножения.

При решении задач на нахождение третьего слагаемого пользуемся правилом — из суммы вычитаем два других слагаемых. Такие задачи можно решать разными способами.

Выполним несколько тренировочных заданий.

1. Заполните пропуски:

10 • 6 = □ 10 • □ = 20

60 : 10 = □ □ : 10 = 2

60 : 6 = □ 20 : □ = 10

6 • 10 = □ □ • □ = 20

Проверьте.

10 • 6 = 60 10 • 2 = 20

60 : 10 = 6 20 : 10 = 2

60 : 6 = 10 20 : 2 = 10

6 • 10 = 60 2 • 10 = 20

2. Решите задачу.

За альбом, краски и цветные карандаши заплатили 30 рублей. Альбом стоит 10 рублей, краски – 12 рублей. Сколько заплатили за цветные карандаши?

Составим схему задачи.

Урок 61. Закрепление изученного по разделу «Числа от 1 до 100. Умножение и деление». Контроль и учёт знаний

Решение:

I способ:

1) 10 + 12 = 22 (р.) – заплатили за альбом и краски вместе

2) 30 – 22 = 8 (р.) – заплатили за цветные карандаши

II способ:

1) 30 – 10 = 20 (р.) – заплатили за краски и цветные карандаши вместе

2) 20 – 12 = 8 (р.) – заплатили за цветные карандаши

III способ:

1) 30 – 12 = 18 (р.) – заплатили за альбом и цветные карандаши вместе

2) 18 – 10 = 8 (р.) – заплатили за цветные карандаши.

Ответ: 8 рублей заплатили за цветные карандаши.