Урок 61. Предложный падеж

Поделиться:
Конспект урока

Русский язык. 3 класс

№ 61

Раздел: Падеж имён существительных.

Тема: Предложный падеж.

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

Предложный падеж отвечает на вопросы о ком? о чём?, употребляется с предлогами при, о, об, на, в, во.

Глоссарий по теме (перечень терминов и понятий, введённых на данном уроке): Имя существительное, предложный падеж.

Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц):

Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018. – С. 54 — 56.

Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 40 — 42.

Канакина В. П. и др. Русский язык. 3 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011.

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии):

http://resh.edu.ru

www.prosv.ru

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Рассмотрите картинки, прочитайте словосочетания. Поставим вопросы к именам существительным.

Урок 61. Предложный падеж Урок 61. Предложный падеж

Танцевать на балу Думать о бале

Урок 61. Предложный падеж Урок 61. Предложный падеж

Гулять в лесу Писать о лесе

Танцевать (на чём?) на балу.

Думать (о чём?) о бале.

Гулять (в чём?) в лесу.

Писать (о чём?) о лесе.

Итак, сегодня на уроке:

Узнаем, в чем особенность предложного падежа.

Научимся определять предложный падеж существительных.

Сможем приводить примеры существительных в предложном падеже

Определим падеж имён существительных в словосочетаниях. Предложный падеж отвечает на вопросы о ком? о чём?, употребляется с предлогами при, о, об, на, в, во. Для того чтобы определить предложный падеж, можно воспользоваться словами – помощниками: заботиться о….., думать о ……….

Раньше имена существительные в предложном падеже употреблялось без предлога и часто служили для обозначения обстоятельства места, поэтому в древности этот падеж называли местным. Любимые предлоги местного падежа — в, на.

Формы слов на -е обозначают преимущественно предмет, о котором говорят, думают. Мелетий Смотрицкий назвал этот падеж сказительным и дополнил им русскую падежную терминологию в своей «Грамматике» 1616 года. Любимый предлог этого падежа — о.
Таким образом, в предложном падеже объединились два падежа — местный и сказительный.

М.В. Ломоносов переименовал всё в предложный падеж, отразив тем самым его формальный признак — обязательное употребление предлога (учиться в школе, побывать в городе).

Вопросы этого падежа: о ком? о чём? Хотя вместо предлога о может подставляться либо в, либо на.

Для того чтобы определить предложный падеж, нужно поставить к имени существительному; по вопросу и определить падеж.

Например,

Находиться (в чём?) в дупле, имя существительное в дупле стоит в форме Предложного падежа.

Кипит (в чём?) чайнике, имя существительное в чайнике стоит в форме Предложного падежа.

Итак, имена существительные в форме Предложного падежа употребляются с предлогами при, о, об, на, в, во и отвечают на вопрос о ком? о чём?

  1. Разбор типового тренировочного задания

ТВ – 1- базовый уровень сложности.

Тип – сортировка в соответствующие графы таблицы.

Текст вопроса.

Прочитайте словосочетания. Определите падеж имён существительных и запишите в нужный столбец таблицы.

Вышел из избушки, встретил на вокзале, прислал по почте, приехали к обеду, ночевали в сторожке, жил на окраине, сбился с дороги, деревья в инее, приехал к бабушке, сшила для куклы.

Родительный падеж

Дательный падеж

Предложный падеж

    ‌‌‍‍

    ‌‌‍‍

    ‌‌‍‍

    ‌‌‍‍

    ‌‌‍‍

    ‌‌‍‍

    ‌‌‍‍

    ‌‌‍‍

    ‌‌‍‍

Правильный ответ.

Родительный падеж

Дательный падеж

Предложный падеж

вышел из избушки

прислал по почте

встретил на вокзале

сбился с дороги

приехали к обеду

ночевали в сторожке

сшила для куклы

приехал к бабушке

жил на окраине

деревья в инее

Подсказка.

Чтобы определить падеж имён существительных, надо:

— найти слово, с которым это имя существительное связано по смыслу, и поставить от него падежный вопрос;

— по падежному вопросу определить падеж имени существительного.

Неправильный ответ

Родительный падеж

Дательный падеж

Предложный падеж

прислал по почте

встретил на вокзале

вышел из избушки

приехали к обеду

ночевали в сторожке

сбился с дороги

приехал к бабушке

жил на окраине

сшила для куклы

деревья в инее

Алгоритм выполнения задания:

  1. Прочитайте задание.
  2. Определите опорные слова задания.
  3. Расскажите, как вы будете выполнять задание.
  4. Проверьте, правильно ли рассказали: определить слово, с которым существительное связано; поставить от него вопрос, на основе вопросы определить падеж, записать в нужный столбец таблиы, проверииь правильность выполнения.
  5. Определим слово, с которым связано существительное.
  6. Поставим от этого слова вопрос к существительному.
  7. Определим падеж.
  8. Прочитайте содержание таблицы, распределить в нужные столбцы.

7. Проверьте, правильно ли выполнили задание.

  1. Разбор типового тренировочного задания

ТВ – 2. Базовый уровень сложности.

Тип – зачёркивание.

Текст вопроса

Прочитайте словосочетания. В каждой строке найдите лишнее словосочетание и зачеркните его.

1) Выглядывает из коробки, спустился к ручью, скрылся от охотника, пил из миски.

2) Растёт в ящике, проехал в метро, играл на гитаре, подготовился к работе.

3) Люблю клубнику, пролетел над лесом, подобрать слова, посмотрел на учителя.

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

1) Выглядывает из коробки, спустился к ручью, скрылся от охотника, пил из миски.

2) Растёт в ящике, проехал в метро, играл на гитаре, подготовился к работе.

3) Люблю клубнику, пролетел над лесом, подобрать слова, посмотрел на учителя.

Подсказка

Вспомните:

Чтобы определить падеж имён существительных, надо:

— найти слово, с которым это имя существительное связано по смыслу, и поставить от него падежный вопрос;

— по падежному вопросу определить падеж имени существительного.

Неправильный ответ

1) Выглядывает из коробки, спустился к ручью, скрылся от охотника, пил из миски.

2) Растёт в ящике, проехал в метро, играл на гитаре, подготовился к работе.

3) Люблю клубнику, пролетел над лесом, подобрать слова, посмотрел на учителя.

Алгоритм выполнения задания:

  1. Прочитайте задание.
  2. Определите опорные слова задания.
  3. Расскажите, как вы будете выполнять задание.
  4. Проверьте, правильно ли рассказали: определить слово, с которым существительное связано; поставить от него вопрос, на основе вопросы определить падеж, записать в нужный столбец таблицы, проверить правильность выполнения.
  5. Определим слово, с которым связано существительное.
  6. Поставим от этого слова вопрос к существительному.
  7. Определим падеж.
  8. Зачеркните лишние словосочетания.
  9. Проверьте, правильно ли выполнили задание.