Урок 62. Все падежи

Поделиться:
Конспект урока

Конспект урока.

Русский язык. 3 класс

№ 62

Раздел: Падеж имён существительных.

Тема: Все падежи.

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

Изменение имён существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением.

Имя существительное в именительном падеже отвечает на вопросы кто? что?, употребляется без предлога. Имя существительное в именительном падеже является подлежащим.

Имя существительное в родительном падеже отвечает на вопросы кого? чего?, употребляется с предлогами у, около, от, без, из, до, для, вокруг, с, после.

Имя существительное в дательном падеже отвечает на вопросы кому? чему?, употребляется с предлогами к, по.

Имя существительное в винительном падеже отвечает на вопросы кого? что?, употребляется с предлогами через, про, на, за, под, о, в, в.

Имя существительное в творительном падеже отвечает на вопросы кем? чем?, употребляется с предлогами с, со, перед, под, над, за, между.

Имя существительное в предложном падеже отвечает на вопросы о ком? о чём?, употребляется с предлогами при, о, об, на, в, во.

Глоссарий по теме (перечень терминов и понятий, введённых на данном уроке): Имя существительное, склонение имен существительных, изменение по падежам, именительный падеж, родительный падеж, дательный падеж, винительный падеж, творительный падеж, предложный падеж.

Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц):

Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018. – С. 57 — 59.

Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 42 — 43.

Канакина В. П. и др. Русский язык. 3 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011.

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии):

http://resh.edu.ru

www.prosv.ru

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Послушайте стихотворение Г. Мамлина «Терпение». Напомним, что такое терпение? Терпение – это способность сохранять спокойствие в неприятной ситуации или ожидании результата от неподконтрольного процесса. Слово «терпение» употреблено во всех падежах, кроме одного. Какой же падеж отсутствует?

Кто более иль менее

С терпением знаком,

Считает он терпение

Совсем не пустяком.

По щучьему велению

Оно не входит в дом,

Мы учимся терпению,

И учимся с трудом.

Не случай, не везение

Тебе помогут вдруг,

Терпение, терпение –

Твой самый верный друг.

Под натиском терпения,

Приняв неравный бой,

Таблица умножения

Падет перед тобой.

С черчением и пением

Справляются терпением.

Учись — и здесь терпение! –

Справляться с долотом,

К терпению умение

Прибавится потом.

И есть такое мнение

У всех людей труда,

Что главное — терпение.

Во всём. Везде. Всегда.

И разве без терпения

Я мог бы кончить в срок

О нём стихотворение –

Вот эти тридцать строк!

Определим, с какими словами в стихотворении связано слово «терпение», в каком падеже употребляется.

Знаком (с чем?) с терпением – Т.п.

Считает (что?) терпение – В. п.

Учимся (чему?) терпению – Д. п.

(Что?) Терпение – И. п.

Под натиском (чего?) терпения – Р.п.

Справляются (чем?) терпением – Т.п.

Умение (к чему?) к терпению – Д. п.

(Что?) терпение – И. п.

Кончить (без чего?) без терпения – Р. п.

Итак, в этом стихотворении употребляются все падежи, кроме Предложного.

На этом уроке:

Узнаем, какие падежи могут быть у имени существительного.

Научимся определять падеж существительных.

Сможем приводить примеры употребления существительных в разных падежах.

Имя существительное в именительном падеже отвечает на вопросы кто? что?, употребляется без предлога. Имя существительное в именительном падеже является подлежащим.

Имя существительное в родительном падеже отвечает на вопросы кого? чего?, употребляется с предлогами у, около, от, без, из, до, для, вокруг, с, после.

Имя существительное в дательном падеже отвечает на вопросы кому? чему?, употребляется с предлогами к, по.

Имя существительное в винительном падеже отвечает на вопросы кого? что?, употребляется с предлогами через, про, на, за, под, о, в, в.

Имя существительное в творительном падеже отвечает на вопросы кем? чем?, употребляется с предлогами с, со, перед, под, над, за, между.

Имя существительное в предложном падеже отвечает на вопросы о ком? о чём?, употребляется с предлогами при, о, об, на, в, во.

В древнерусском языке был ещё один падеж — звательный. Он служил для выражения обращения. Ну если сейчас обращение — это слово или сочетание в начальной форме, то раньше это была вполне определённая форма для существительных мужского и женского рода в единственном числе. В остальных случаях форма совпадала с именительным падежом.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
«Старче» — как раз слово «старик» в звательном падеже. К XIV-XV векам звательная форма утратилась, и её следов в современном языке почти не сохранилось. Остатки звательной формы можно видеть в междометиях: О боже! О господи! Встречаемся с такой формой и в пословице: «На тебе, небоже, то, что нам негоже». «Небоже» — звательный падеж слова «небога», что значит — убогий, нищий. Этим бедолагам отдавали то, что уже не годилось самим хозяевам.
В качестве звательной формы, или обращения, теперь используется форма именительного падежа. Однако современная разговорная речь создала для обращения новые формы: Мам! Пап! Это усечённые формы слов, которые произносятся с особой, звательной интонацией. Есть у них одна особенность: звонкие согласные на конце не оглушаются: Фе[д’].

Потренируемся определять падеж существительного в предложении.

Обезьяна сидела на дереве.

Кто? обезьяна – И. п., является подлежащим.

Сидела (на чём?) на дереве – П. п.

Муравей спустился к ручью.

(Кто?) муравей – И. п., является подлежащим.

Спустился (к чему?) – Д.п.

Итак, подведём итоги:

  1. В русском языке 6 падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный.
  2. Чтобы определить падеж существительного, надо найти слово, от которого ставится вопрос к имени существительному, определить падеж.
  3. Разбор типового тренировочного задания

ТВ – 1- базовый уровень сложности.

Тип – выбор элемента из выпадающего списка.

Текст вопроса.

Прочитайте текст. На месте пропусков вставьте слово река в нужной форме и определите падеж.

Почти каждая …… начинается с родника. Маленькие ручейки сливаются в ……… Начало ……… называется истоком. То место, где ………. впадает в море, озеро или другую …., называется устьем.

Правильный ответ.

И.п.

Почти каждая река начинается с родника. Маленькие ручейки

В. п. Р. п.

сливаются в реку. Начало реки называется истоком. То место,

И. п. В. п.

где река впадает в море, озеро или другую реку, называется

устьем.

Подсказка.

Чтобы определить падеж имён существительных, надо:

— найти слово, с которым это имя существительное связано по смыслу, и поставить от него падежный вопрос;

— по падежному вопросу определить падеж имени существительного.

Неправильный ответ

В.п.

Почти каждая река начинается с родника. Маленькие ручейки

И. п. Д. п.

сливаются в реку. Начало реки называется истоком. То место,

В. п. И. п.

где река впадает в море, озеро или другую реку, называется

устьем.

Алгоритм выполнения задания:

  1. Прочитайте задание.
  2. Определите опорные слова задания.
  3. Расскажите, как вы будете выполнять задание.
  4. Проверьте, правильно ли рассказали: определить слово, с которым существительное связано; поставить от него вопрос, на основе вопроса определить падеж, проверить правильность выполнения.
  5. Определим слово, с которым связано существительное.
  6. Поставим от этого слова вопрос к существительному.
  7. Определим падеж.

8. Проверьте, правильно ли выполнили задание.

  1. Разбор типового тренировочного задания

ТВ – 2. Базовый уровень сложности.

Тип – сортировка элементов по категориям.

Текст вопроса.

Прочитайте словосочетания. Вставьте их в нужную графу таблицы.

Задрожал от страха, разговор с другом, дошёл до школы, побежали к берегу, спустились с горы, подойти к дому, вспоминаю о лете, работает на фабрике, помогает другу.

Родительный падеж

Дательный падеж

Предложный падеж

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

Родительный падеж

Дательный падеж

Предложный падеж

задрожал от страха

побежали к берегу

вспоминаю о лете

дошёл до школы

подойти к дому

работает на фабрике

спустились с горы

помогает другу.

Подсказка

Чтобы определить падеж имён существительных, надо:

— найти слово, с которым это имя существительное связано по смыслу, и поставить от него падежный вопрос;

— по падежному вопросу определить падеж имени существительного.

Неправильный ответ

Родительный падеж

Дательный падеж

Предложный падеж

вспоминаю о лете

задрожал от страха

побежали к берегу

работает на фабрике

дошёл до школы

подойти к дому

спустились с горы

помогает другу.

Алгоритм выполнения задания:

  1. Прочитайте задание.
  2. Определите опорные слова задания.
  3. Расскажите, как вы будете выполнять задание.
  4. Проверьте, правильно ли рассказали: определить слово, с которым существительное связано; поставить от него вопрос, на основе вопросы определить падеж, записать в нужный столбец таблицы, проверить правильность выполнения.
  5. Определим слово, с которым связано существительное.
  6. Поставим от этого слова вопрос к существительному.
  7. Определим падеж.
  8. Зачеркните лишние словосочетания.
  9. Проверьте, правильно ли выполнили задание.