Конспект урока
Конспект урока.
Русский язык. 3 класс
№ 62
Раздел: Падеж имён существительных.
Тема: Все падежи.
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
Изменение имён существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением.
Имя существительное в именительном падеже отвечает на вопросы кто? что?, употребляется без предлога. Имя существительное в именительном падеже является подлежащим.
Имя существительное в родительном падеже отвечает на вопросы кого? чего?, употребляется с предлогами у, около, от, без, из, до, для, вокруг, с, после.
Имя существительное в дательном падеже отвечает на вопросы кому? чему?, употребляется с предлогами к, по.
Имя существительное в винительном падеже отвечает на вопросы кого? что?, употребляется с предлогами через, про, на, за, под, о, в, в.
Имя существительное в творительном падеже отвечает на вопросы кем? чем?, употребляется с предлогами с, со, перед, под, над, за, между.
Имя существительное в предложном падеже отвечает на вопросы о ком? о чём?, употребляется с предлогами при, о, об, на, в, во.
Глоссарий по теме (перечень терминов и понятий, введённых на данном уроке): Имя существительное, склонение имен существительных, изменение по падежам, именительный падеж, родительный падеж, дательный падеж, винительный падеж, творительный падеж, предложный падеж.
Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц):
Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018. – С. 57 — 59.
Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 42 — 43.
Канакина В. П. и др. Русский язык. 3 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011.
Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии):
http://resh.edu.ru
www.prosv.ru
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
Послушайте стихотворение Г. Мамлина «Терпение». Напомним, что такое терпение? Терпение – это способность сохранять спокойствие в неприятной ситуации или ожидании результата от неподконтрольного процесса. Слово «терпение» употреблено во всех падежах, кроме одного. Какой же падеж отсутствует?
Кто более иль менее
С терпением знаком,
Считает он терпение
Совсем не пустяком.
По щучьему велению
Оно не входит в дом,
Мы учимся терпению,
И учимся с трудом.
Не случай, не везение
Тебе помогут вдруг,
Терпение, терпение –
Твой самый верный друг.
Под натиском терпения,
Приняв неравный бой,
Таблица умножения
Падет перед тобой.
С черчением и пением
Справляются терпением.
Учись — и здесь терпение! –
Справляться с долотом,
К терпению умение
Прибавится потом.
И есть такое мнение
У всех людей труда,
Что главное — терпение.
Во всём. Везде. Всегда.
И разве без терпения
Я мог бы кончить в срок
О нём стихотворение –
Вот эти тридцать строк!
Определим, с какими словами в стихотворении связано слово «терпение», в каком падеже употребляется.
Знаком (с чем?) с терпением – Т.п.
Считает (что?) терпение – В. п.
Учимся (чему?) терпению – Д. п.
(Что?) Терпение – И. п.
Под натиском (чего?) терпения – Р.п.
Справляются (чем?) терпением – Т.п.
Умение (к чему?) к терпению – Д. п.
(Что?) терпение – И. п.
Кончить (без чего?) без терпения – Р. п.
Итак, в этом стихотворении употребляются все падежи, кроме Предложного.
На этом уроке:
Узнаем, какие падежи могут быть у имени существительного.
Научимся определять падеж существительных.
Сможем приводить примеры употребления существительных в разных падежах.
Имя существительное в именительном падеже отвечает на вопросы кто? что?, употребляется без предлога. Имя существительное в именительном падеже является подлежащим.
Имя существительное в родительном падеже отвечает на вопросы кого? чего?, употребляется с предлогами у, около, от, без, из, до, для, вокруг, с, после.
Имя существительное в дательном падеже отвечает на вопросы кому? чему?, употребляется с предлогами к, по.
Имя существительное в винительном падеже отвечает на вопросы кого? что?, употребляется с предлогами через, про, на, за, под, о, в, в.
Имя существительное в творительном падеже отвечает на вопросы кем? чем?, употребляется с предлогами с, со, перед, под, над, за, между.
Имя существительное в предложном падеже отвечает на вопросы о ком? о чём?, употребляется с предлогами при, о, об, на, в, во.
В древнерусском языке был ещё один падеж — звательный. Он служил для выражения обращения. Ну если сейчас обращение — это слово или сочетание в начальной форме, то раньше это была вполне определённая форма для существительных мужского и женского рода в единственном числе. В остальных случаях форма совпадала с именительным падежом.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
«Старче» — как раз слово «старик» в звательном падеже. К XIV-XV векам звательная форма утратилась, и её следов в современном языке почти не сохранилось. Остатки звательной формы можно видеть в междометиях: О боже! О господи! Встречаемся с такой формой и в пословице: «На тебе, небоже, то, что нам негоже». «Небоже» — звательный падеж слова «небога», что значит — убогий, нищий. Этим бедолагам отдавали то, что уже не годилось самим хозяевам.
В качестве звательной формы, или обращения, теперь используется форма именительного падежа. Однако современная разговорная речь создала для обращения новые формы: Мам! Пап! Это усечённые формы слов, которые произносятся с особой, звательной интонацией. Есть у них одна особенность: звонкие согласные на конце не оглушаются: Фе[д’].
Потренируемся определять падеж существительного в предложении.
Обезьяна сидела на дереве.
Кто? обезьяна – И. п., является подлежащим.
Сидела (на чём?) на дереве – П. п.
Муравей спустился к ручью.
(Кто?) муравей – И. п., является подлежащим.
Спустился (к чему?) – Д.п.
Итак, подведём итоги:
- В русском языке 6 падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный.
- Чтобы определить падеж существительного, надо найти слово, от которого ставится вопрос к имени существительному, определить падеж.
- Разбор типового тренировочного задания
ТВ – 1- базовый уровень сложности.
Тип – выбор элемента из выпадающего списка.
Текст вопроса.
Прочитайте текст. На месте пропусков вставьте слово река в нужной форме и определите падеж.
Почти каждая …… начинается с родника. Маленькие ручейки сливаются в ……… Начало ……… называется истоком. То место, где ………. впадает в море, озеро или другую …., называется устьем.
Правильный ответ.
И.п.
Почти каждая река начинается с родника. Маленькие ручейки
В. п. Р. п.
сливаются в реку. Начало реки называется истоком. То место,
И. п. В. п.
где река впадает в море, озеро или другую реку, называется
устьем.
Подсказка.
Чтобы определить падеж имён существительных, надо:
— найти слово, с которым это имя существительное связано по смыслу, и поставить от него падежный вопрос;
— по падежному вопросу определить падеж имени существительного.
Неправильный ответ
В.п.
Почти каждая река начинается с родника. Маленькие ручейки
И. п. Д. п.
сливаются в реку. Начало реки называется истоком. То место,
В. п. И. п.
где река впадает в море, озеро или другую реку, называется
устьем.
Алгоритм выполнения задания:
- Прочитайте задание.
- Определите опорные слова задания.
- Расскажите, как вы будете выполнять задание.
- Проверьте, правильно ли рассказали: определить слово, с которым существительное связано; поставить от него вопрос, на основе вопроса определить падеж, проверить правильность выполнения.
- Определим слово, с которым связано существительное.
- Поставим от этого слова вопрос к существительному.
- Определим падеж.
8. Проверьте, правильно ли выполнили задание.
- Разбор типового тренировочного задания
ТВ – 2. Базовый уровень сложности.
Тип – сортировка элементов по категориям.
Текст вопроса.
Прочитайте словосочетания. Вставьте их в нужную графу таблицы.
Задрожал от страха, разговор с другом, дошёл до школы, побежали к берегу, спустились с горы, подойти к дому, вспоминаю о лете, работает на фабрике, помогает другу.
Родительный падеж | Дательный падеж | Предложный падеж |
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):
Родительный падеж | Дательный падеж | Предложный падеж |
задрожал от страха | побежали к берегу | вспоминаю о лете |
дошёл до школы | подойти к дому | работает на фабрике |
спустились с горы | помогает другу. |
Подсказка
Чтобы определить падеж имён существительных, надо:
— найти слово, с которым это имя существительное связано по смыслу, и поставить от него падежный вопрос;
— по падежному вопросу определить падеж имени существительного.
Неправильный ответ
Родительный падеж | Дательный падеж | Предложный падеж |
вспоминаю о лете | задрожал от страха | побежали к берегу |
работает на фабрике | дошёл до школы | подойти к дому |
спустились с горы | помогает другу. |
Алгоритм выполнения задания:
- Прочитайте задание.
- Определите опорные слова задания.
- Расскажите, как вы будете выполнять задание.
- Проверьте, правильно ли рассказали: определить слово, с которым существительное связано; поставить от него вопрос, на основе вопросы определить падеж, записать в нужный столбец таблицы, проверить правильность выполнения.
- Определим слово, с которым связано существительное.
- Поставим от этого слова вопрос к существительному.
- Определим падеж.
- Зачеркните лишние словосочетания.
- Проверьте, правильно ли выполнили задание.