Урок 63. Буквы а – о в корнях -лаг- – -лож-; -раст- — -рос

Поделиться:
Конспект урока

Русский язык

5 класс

Урок № 63

Буквы а – о в корнях -лаг- – -лож-; -раст- – -рос-

Перечень рассматриваемых вопросов

1. Корни с чередующимися гласными.

2. Правило проверки правописания корней с чередующимися гласными.

Тезаурус

Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. Однокоренные слова могут быть одной части речи (например, дерево, деревце) и могут относиться к разным частям речи (например, дерево, деревянный).

Список литературы

Обязательная литература:

1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2019.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Что такое однокоренные слова? Слова с одинаковым корнем? Будут ли слова носик и перенос однокоренными, если в обоих словах корень нос-? Нет, конечно, ведь для слова носик однокоренными будут слова нос, переносица, носовой, а для слова переносносить, вносит, обноски. Почему? Потому что корень – это не просто набор букв в определённом порядке, но и лексическое значение, объединяющее однокоренные слова. Подумайте об этих словах: заросший, вырасти, отращивать. Можно ли сказать, что они – однокоренные? Да, несмотря на то, что мы видим три разных корня, эти слова явно объединены общим значением. Корни однокоренных слов могут отличаться гласными и/или согласными.

Одну группу таких корней – -раст- – -ращ- – -рос- мы только что рассмотрели, познакомьтесь с другой группой. Слагаемое – сложить. Это слова являются однокоренными, хотя корни отличаются двумя буквами из трёх.

Но как же в таком случае проверить правописание гласной, если в однокоренных словах может писаться и буква а, и буква о?

Начнём с группы -раст- – -ращ- – -рос-. Правило звучит так: безударная буква а пишется перед ст и щ, а буква о – перед с.

Кроме этого есть слова-исключения, правописания которых следует запомнить:

росток

Ростов

Ростислав

отрасль

ростовщик

Теперь рассмотрим правописание слов с корнями -лаг- – -лож-. В безударном положении в корне пишется буква а, если после корня идёт суффикс а. Если его нет, пишем букву о.

Итак, правописание корней -раст- – -ращ- – -рос- определяется последними согласными корня, а правописание корней -лаг- – -лож- – наличием суффикса а после корня.

Давайте разберём подробнее несколько примеров.

Посмотрите на словосочетания: р_сти быстро, пр_стейший пример, маленький р_сток. Какие гласные следует писать в этих словах? В слове расти корень с чередованием, значит проверяем последними согласными корня и пишем раст-. Слово росток является исключением, значит пишем не раст-, а рост-. А в слове простейший нет корня с чередованием, так как корень этого слова прост- (вспомните: простой, простота) и эту безударную гласную можно проверить однокоренным словом. Про́сто. Под ударением слышим [о].

Теперь посмотрим на другую группу словосочетаний. Трудное изл_жение, сл_гать гимн, старая тел_грейка.

В словах с чередованием – изложение и слагать проверим наличие суффикса а после корня -лаг- – -лож-. Если суффикс есть, пишем в корне букву а.

В слове телогрейка гласная после буквы л является не гласной корня, а соединительной. Так как соединительной гласной а не бывает, пишем букву о.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Выбор элемента из выпадающего списка

Выберите слово с верным написанием.

(Слажение/Сложение) – одно из арифметических действий.

Маруся решила (отростить/отрастить) длинные волосы.

Чтобы (вырости/вырасти) большими и здоровыми, щенкам нужно хорошо питаться.

Для выполнения задания нужно применить алгоритм:

Необходимо вспомнить, что правописание корней -раст- – -ращ- – -рос- определяется последними согласными корня, а правописание корней -лаг- – -лож- – наличием суффикса а после корня. В слове слажение/сложение после корня нет суффикса а, поэтому пишем о. В словах вырости/вырасти и отростить/отрастить последние согласные корня – ст, значит, в корне а.

Правильный ответ:

(Слажение/Сложение) – одно из арифметических действий.

Маруся решила (отростить/отрастить) длинные волосы.

Чтобы (вырости/вырасти) большими и здоровыми, щенкам нужно хорошо питаться.

Сортировка элементов по категориям

Рассортируйте слова, в зависимости от вида орфограммы.

Группа 1 – проверяемые безударные гласные

Группа 2 – чередующие гласные

Прилагательное, зелёный, разрослись, площадка, излагать, выращивать, хитрец, поросль.

Чтобы выполнить это задание, необходимо применить алгоритм:

Чтобы проверить слова с проверяемыми безударными гласными в корне, нужно подобрать однокоренное слово, в котором на эту гласную будет падать ударение. А для проверки слов с чередованием гласных а/о нужно смотреть на последние согласные корня или на наличие суффикса а после корня. Прилагательное и излагать относятся к словам с корнями -лаг- – -лож-, слова разрослись, выращивать и поросль – к словам с корнями -раст- – -ращ- – -рос-. А слова зелёный, площадка и хитрец можно проверить однокоренными словами: зелёный – зелень, площадка – площадь, хитрец – хитрый.

Правильный ответ:

Группа 1: зелёный, площадка, хитрец

Группа 2: прилагательное, разрослись, излагать, выращивать, поросль.