Урок 63. Приёмы умножения числа 2

Поделиться:
Конспект урока

Математика, 2 класс

Урок № 63. Приёмы умножения числа 2

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  1. Как быстро найти значение произведений?
  2. Какие приемы позволяют быстро и легко запомнить таблицу умножения?
  3. Какой способ умножения чисел наиболее удобный?

Глоссарий по теме:

Умножение – это сложение одинаковых слагаемых. Знак умножения — *, х.

Компоненты умножения: первый множитель, второй множитель.

Результат умножения – произведение.

Обязательная литература и дополнительная литература:

  1. Моро М. И., Бантова М. А. и др. Математика 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций М.; Просвещение, 2017. – С.82
  2. Волкова С. И. Математика 2 класс. Тетрадь учебных достижений. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. М.; Просвещение, 2017. – С. 51

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Рассмотрим выражения:

2 • 6

2 • 9

7 • 2

Это произведения. Один из множителей равен 2.

Как быстро найти их значение? Вспомним таблицу умножения числа 2 и на 2.

Значит,

2 • 6 = 12

2 • 9 = 18

7 • 2 = 14.

Таблицу умножения нужно знать наизусть. Но как быть, если пока не знаете ее? Нам поможет несколько приемов, позволяющих запомнить таблицу умножения легко и быстро.

2 • 8

Заменим произведение суммой одинаковых слагаемых.

2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 = 16

2 • 8 = 16

Запись получилась длинная и неудобная. Воспользуемся переместительным свойством умножения.

2 • 8 = 8 • 2

8 + 8 = 16

8 • 2 = 16

Значит, 2 • 8 = 16

Можно ли найти значение произведения по-другому?

2 • 8 = 2 • 7 + 2

2 • 7 + 2 = 14 + 2 = 16

Значит, 2 • 8 = 16

Или,

2 • 8 = 2 • 9 – 2

2 • 9 – 2 = 18 – 2 = 16

Значит, 2 • 8 = 16

Это лишь некоторые способы запоминания таблицы умножения. Какой тебе кажется самым удобным? Пользуйся им для запоминания таблицы умножения.

Рассмотрим выражения. Зачеркнем в каждом столбике лишнее выражение

Урок 63. Приёмы умножения числа 2

В первом столбике лишнее последнее выражение, так как в первых двух значение равно 8.

Во втором столбике лишнее первое выражение, так как в остальных значение равно 18.

В третьем столбике лишнее первое выражение, значение в остальных 14. В них использовалось переместительное свойство умножения.

Сравним выражения, поставим знаки сравнения.

Урок 63. Приёмы умножения числа 2

Рассмотрим равенства.

6 • 4 = 6 □ 3 □ 6 7 • 5 = 7 □ 6 □ 7

Вставим арифметические знаки, чтобы равенство стало верным.

В первом равенстве используется прием прибавления слагаемого к предыдущему результату.

6 • 4 = 6 • 3 + 6.

Во втором равенстве – приём вычитания числа из предыдущего результата

7 • 5 = 7 • 6 – 7

Вывод:

Ответим на вопросы, поставленные в начале урока.

Чтобы быстро найти значение произведений, надо знать таблицу умножения.

Существует несколько приемов, позволяющих находить значение произведений, если еще не знаем таблицу умножения. Вот некоторые из них:

  1. замена умножения суммой одинаковых слагаемых;
  2. знание переместительного свойства умножения;
  3. прибавления слагаемого к предыдущему результату или вычитания из предыдущего результата. Используется, когда ты знаешь хотя бы несколько случаев из каждой таблицы умножения.

Выберите тот способ, какой кажется тебе наиболее удобным, и используйте его для выполнения вычислений. Со временем вы запомните всю таблицу умножения.

Выполним несколько тренировочных заданий.

1. Замените умножение сложением и найдите значение произведений

7 • 3 = 7 + 7 + 7 = 21

10 • 4 = 10 + 10 + 10 + 10 = 40

11 • 2 = 11 + 11 = 22

2. Заполните пропуски

5 • 8 = 40

5 • 7 = □

3 • 7 = 21

7 • 3 = □

6 • 4 = 24

6 • 5 = □

В первом случае использован приём вычитания числа из предыдущего результата.

Во втором столбике – переместительное свойство умножения, в третьем – прибавление числа к предыдущему результату. Проверьте.

5 • 8 = 40

5 • 7 = 35

3 • 7 = 21

7 • 3 = 21

6 • 4 = 24

6 • 5 = 30

3. Запишите в окошко такое число, при котором равенство 8 + 8 • 3 + 8 = 8 • □ станет верным.

Для того чтобы найти пропущенное число, можно воспользоваться заменой умножения суммой одинаковых слагаемых.

8 + 8 • 3 + 8 = 8 + 8 + 8 + 8 + 8

8 + 8 + 8 + 8 + 8 = 8 • 5

8 + 8 • 3 + 8 = 8 • 5