Урок 64. Как определить имя прилагательное

Поделиться:
Конспект урока

Русский язык. 3 класс

№ 64

Раздел: Имя прилагательное.

Тема: Как определить имя прилагательное.

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? В предложении имя прилагательное связано по смыслу с именем существительным.

Глоссарий по теме (перечень терминов и понятий, введённых на данном уроке):

Имя прилагательное, признак предмета.

Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц):

Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018. – С. 63 — 67.

Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 44 — 46.

Канакина В. П. и др. Русский язык. 3 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011.

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии):

http://resh.edu.ru

www.prosv.ru

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Цель урока: познакомиться с именем прилагательным.

Задачи:

  • вспомнить, что такое имя прилагательное;
  • определять, с каким именем существительным связано.

Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?

В предложении имя прилагательное связано по смыслу с именем существительным.

Термин «прилагательное» появился в русском языке достаточно давно, а был он образован от латинского слова adjectivum, что в переводе означает «прибавление». Именно поэтому лексическим значением слова «прилагательное» следует считать «имя, которое прилагается к существительному».

Прилагательное — это имя, указывающее на признак предмета, то есть на его свойства, которые содержат характеристику качества, количества, принадлежности. Например, дают определение по цвету, вкусу, запаху; обозначают оценку явления, его характер и т. д.

Разбор типового тренировочного задания

ТВ – 1- базовый уровень сложности.

Тип – Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте.

Текст вопроса.

Допишите однокоренные имена прилагательные.

Чашка сделана из фарфора. Она _____________ .
Стакан сделан из пластмассы. Он ____________ .
Тарелка сделана бумаги. Она ___________ .
Каша сделана из риса. Она _____________ .
Компот сварили из вишни. Он ____________ .

Правильный ответ.

Чашка сделана из фарфора. Она фарфоровая.
Стакан сделан из пластмассы. Он пластмассовый.
Тарелка сделана бумаги. Она бумажная.
Каша сделана из риса. Она рисовая.
Компот сварили из вишни. Он вишнёвый.

Подсказка.

Имя прилагательное — это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какие? и др.

Неправильный ответ

Чашка сделана из фарфора. Она из фарфора.
Стакан сделан из пластмассы. Он из пластмассы.
Тарелка сделана бумаги. Она из бумаги.
Каша сделана из риса. Она из риса.
Компот сварили из вишни. Он из вишни.

Алгоритм выполнения задания:

  1. Прочитайте задание.
  2. Определите опорные слова задания.
  3. Расскажите, как вы будете выполнять задание.
  4. Проверьте, правильно ли рассказали: прочитать предложения, определить, какое прилагательное нужно вставить, проверить правильность выполнения.
  5. Прочитать слова.
  6. Вставить пропущенные слова.

9. Проверьте, правильно ли выполнили задание.

Разбор типового тренировочного задания

ТВ – 2. Базовый уровень сложности.

Тип – множественный выбор.

Текст вопроса.

Выпишите словосочетания имён прилагательных с именами существительными.

Последние дни стояла ясная погода.
Повеяло тёплым ветром.
По овражкам бегут весёлые ручьи.
Зазеленела молодая травка.

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

Последние дни, ясная погода, тёплым ветром, весёлые ручьи, молодая травка.

Подсказка

Вспомните:

Имя прилагательное — это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какие? и др.

Неправильный ответ

Стояла ясная, повеяло тёплым, бегут весёлые, зазеленела молодая.

Алгоритм выполнения задания:

  1. Прочитайте задание.
  2. Определите опорные слова задания.
  3. Расскажите, как вы будете выполнять задание.
  4. Проверьте, правильно ли рассказали: определить слово, с которым связано имя существительное, решить, является ли оно именем прилагательным, записать словосочетание, проверить правильность выполнения.
  5. Определим слово, с которым связано имя существительное.
  6. Запишите словосочетание.
  7. Проверьте, правильно ли выполнили задание.