Урок 65. Роль имен прилагательных в тексте

Поделиться:
Конспект урока

Русский язык. 3 класс

№ 65

Раздел: Имя прилагательное.

Тема: Роль имён прилагательных в тексте.

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? В предложении имя прилагательное связано по смыслу с именем существительным.

Имя прилагательное чаще всего употребляется в тексте – описании для того, чтобы представить описываемый объект.

Глоссарий по теме (перечень терминов и понятий, введённых на данном уроке):

Имя прилагательное, признак предмета, текст — описание, словарь эпитетов.

Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц):

Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018. – С. 68 — 71.

Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 44 — 46.

Канакина В. П. и др. Русский язык. 3 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011.

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии):

http://resh.edu.ru

www.prosv.ru

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Цель урока: познакомиться с ролью имён прилагательных в тексте.

Задачи:

  • определять прилагательные в тексте-описании,
  • понимать роль прилагательных.

Имя прилагательное чаще всего употребляется в тексте-описании для того, чтобы представить описываемый объект.

Что делает речь человека (хоть письменную, хоть устную) наиболее понятной? Без чего она была бы бедна и невыразительна? Конечно, без прилагательных. Например, если прочитать в тексте слово «лес» без определений, то никогда не понять, какой имеется в виду. Ведь он может быть хвойным, лиственным или смешанным, зимним, весенним, летним или осенним. Велик язык русский. Имя прилагательное тому прямое подтверждение. Для того чтобы ярко и точно представить любую картинку, нужна нам эта замечательная часть речи.

Имя прилагательное чаще всего употребляется в тексте-описании для того, чтобы представить описываемый объект.

Разбор типового тренировочного задания

ТВ – 1- базовый уровень сложности.

Тип – Установление соответствий между элементами двух множеств.

Текст вопроса.

К каждому прилагательному подберите подходящие по смыслу существительные.

Имя прилагательное

Имя существительное

красный

денёк

красивый

карандаш

весенний

малыш

Правильный ответ.

Имя прилагательное

Имя существительное

красный

денёкУрок 65. Роль имен прилагательных в текстеУрок 65. Роль имен прилагательных в тексте

красивый

карандашУрок 65. Роль имен прилагательных в тексте

весенний

малыш

Подсказка.

Имя прилагательное — это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какие? и др.

Неправильный ответ

Имя прилагательное

Имя существительное

красный

денёкУрок 65. Роль имен прилагательных в тексте

красивый

карандашУрок 65. Роль имен прилагательных в тексте

весенний

малышУрок 65. Роль имен прилагательных в тексте

Алгоритм выполнения задания:

  1. Прочитайте задание.
  2. Определите опорные слова задания.
  3. Расскажите, как вы будете выполнять задание.
  4. Проверьте, правильно ли рассказали: прочитать слова, установить смысловую связь, указать это в таблице, проверить правильность выполнения.
  5. Прочитать слова.
  6. Установить смысловую связь.
  7. Установить соответствия в таблице.

8. Проверьте, правильно ли выполнили задание.

Разбор типового тренировочного задания

ТВ – 2. Базовый уровень сложности.

Тип – Подстановка элементов в пропуски в тексте.

Текст вопроса.

___________Весна прилетела к нам на ____________крыльях.

_______ ________ Солнце светит и греет.

Бегут ____________ ____________ ручьи.

Слова для справок: ранняя, солнечных, яркое, весеннее, проворные, шумные.

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

Ранняя весна прилетела к нам на солнечных крыльях.

Яркое весеннее солнце светит и греет.

Бегут проворные шумные ручьи.

Подсказка

Имя прилагательное — это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какие? и др.

Неправильный ответ

Яркая весна прилетела к нам на проворных крыльях.

Раннее весеннее солнце светит и греет.

Бегут солнечные шумные ручьи.

Алгоритм выполнения задания:

  1. Прочитайте задание.
  2. Определите опорные слова задания.
  3. Расскажите, как вы будете выполнять задание.
  4. Проверьте, правильно ли рассказали: прочитать слова, установить смысловую связь, указать это в таблице, проверить правильность выполнения.
  5. Прочитать слова.
  6. Установить смысловую связь.
  7. Вставить пропущенные слова.
  8. Проверьте, правильно ли выполнили задание.