Урок 66. Повторение и обобщение изученного по теме «Морфемика»

Поделиться:
Конспект урока

Русский язык

5 класс

Урок № 66

Повторение и обобщение изученного по теме «Морфемика»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Систематизация теоретического материала;
  2. Совершенствование навыков грамотного письма.

Тузаурус

Морфемика – это наука о языке, которая изучает морфемы как части слова.

Морфемы – это наименьшая значимая часть слова.

Приставка – значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

Суффикс – значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

Окончание – значимая часть слова, которая образует формы слова, а также служит для связи слов в предложении и словосочетании.

Основа слова – это часть слова без окончания. В ней заключено лексическое значение слова.

Форма слова – это варианты одного и того же слова, которые отличаются грамматическими значениями.

Однокоренные слова – слова с одинаковыми корнями.

Материал для самостоятельного изучения

Морфемика изучает морфемы как части слова. Морфема – это наименьшая, значимая часть слова. Русский язык богат морфемами. Это приставки, суффиксы, корни, окончания.

Окончание – значимая часть слова, которая образует формы слова, а также служит для связи слов в предложении и словосочетании. Например, в слове «дома» окончание А. В слове «горы» окончание Ы. Окончание можно выделить только у изменяемых слов, а предлоги, союзы, наречия его не имеют. Окончание может быть нулевым. Оно не выражено звуком и на письме не обозначено буквой. Например, мышь, жил.

Корень – главная, значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. При образовании однокоренных слов получаются слова с различным лексическим значением. Например: мир, мирный, мирить, примирить, перемирие.

Суффикс – значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Например: дочь – дочка.

Приставка – значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Например: смелый – несмелый.

Корень, суффикс, приставка составляют основу слова.

Основа – это часть слова без окончания. В ней заключено лексическое значение.

Но самое интересное, что в этих морфемах могут происходить удивительные процессы. Так, например, есть корни -лаг- и -лож-. Так вот. В этих корнях может происходить чередование букв А и О. А зависит написание этих букв от суффикса, который стоит после корня. Если есть суффикс А после корня, пишем в корне А, если нет суффикса А, пишем в корне О. Например, предлагать, после корня есть суффикс А, значит корень -лаг-. Но предложить (нет после корня суффикса А, значит пишем корень -лож-).

В корнях -раст-, -ращ-, -рос- буква А пишется перед СТ и Щ.

А есть ещё корни, в которых буквы О и Ё пишутся после шипящих букв. После шипящих в корнях слов под ударением пишется буква Ё, если можно подобрать однокоренное слово с Е (жёлоб – желоба́, пшёнка – пшено́, дешёвый – дешевизна́, печёнка – пе́чень).

После шипящих в корне существительных пишется буква О, если нельзя подобрать однокоренное слово с Е (шорох, шорник, шорты, шов, шоу, трущоба, капюшон).

А вот после буквы Ц буква И пишется в корне и в словах, которые заканчиваются на -ция (цирк, акация), а в суффиксах и окончаниях – буква Ы (огурцы).

Если Вы сомневаетесь, как написать слово, вам помогут словари русского языка.

Пример разбора заданий Тренировочного модуля.

Восстановление последовательности элементов.

Установите последовательность строения слова:

Урок 66. Повторение и обобщение изученного по теме «Морфемика»

Разбор задания: приставка – значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Корень – главная, значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. Суффикс – значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Окончание — значимая часть слова, которая образует формы слова, а также служит для связи слов в предложении и словосочетании.

Правильный ответ

Урок 66. Повторение и обобщение изученного по теме «Морфемика»

Единичный выбор

Выберите один правильный вариант ответа.

Правописание корней -лаг- – -лож- зависит от:

Ударения; согласного звука; суффикса А.

Разбор задания: в корнях -лаг- – -лож- выбор гласной в корне зависит от суффикса после корня. Если после корня стоит суффикс А, значит пишется корень -лаг-. Если нет суффикса А, значит пишем корень -лож-. Например, предлагать – предложить.

Правильный ответ: суффикса А