Конспект урока
Русский язык
5 класс
Урок № 67
Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
- Постоянные признаки имён существительных.
- Понятие о категории одушевленности/неодушевлённости.
3. Понятие о собственных и нарицательных существительных.
Тезаурус
Нарицательные существительные – это подкласс существительных, которые обозначают однородные, неуникальные предметы (явления, живых существ).
Собственные имена существительные – это подкласс существительных, которые называют отдельные, уникальные, единичные предметы (живых существ) и обозначают индивидуальное название этих предметов (живых существ).
Список литературы
Обязательная литература:
1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2-х частях. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2012. – С. 50-56.
Дополнительная литература:
1. Ладыженская Т. А. Русский язык. 5 класс. Методические рекомендации: пособие для учителей общеобразоват. организаций // Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А., Баранов М.Т. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – с. 144.
2. Влодавская Е.А. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку: 5 класс: ко всем действующим учебникам // Влодавская Е.А. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экзамен, 2019. – с. 96.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Имя существительное – важнейшая часть речи. Мы употребляем его в речи постоянно.
Существительные, которые отвечают на вопрос «кто?», называются одушевлёнными. Существительные, которые отвечают на вопрос «что?», называются неодушевлёнными.
У неодушевлённых существительных совпадает форма именительного и винительного падежа во множественном числе. У одушевлённых – родительного и винительного во множественном числе. Просклоняем слова ученики и столы. Именительный падеж: ученики, столы; Родительный падеж: учеников, столов. Винительный падеж: учеников, столы.
При определении такого признака имени существительного, как одушевлённость/неодушевлённость, надо запомнить следующее: одушевлёнными будут все мифические существа (леший – лешие – леших –леших) и названия игрушек (матрёшки – матрёшек – матрёшек). Одушевлёнными будут карточные и шахматные масти-фигуры (пики, пешки). К неодушевлённым относятся большие группы людей (толпы) и некоторые живые организмы (зародыши, микробы).
Также имена существительные могут быть нарицательными и собственными. Нарицательные имена существительные являются обобщёнными наименованиями однородных предметов, действий, состояний (стол, ель, восторг и т. д.). Им противопоставляется сравнительно небольшая группа имен существительных собственных, которые служат для названия единичных предметов, отдельных лиц, животных с целью выделения их из ряда других, однородных с ними («Русалка»; Москва; Иванов и т.д.). Каждой из выделенных групп присущи свои грамматические особенности. Например, если большая часть имён нарицательных имеет формы и единственного и множественного числа, то имена собственные, имеющие форму единственного числа, во множественном числе, как правило, не употребляются (город – города, озеро – озёра, но Крым, Байкал и т. д.).
Во множественном числе имена собственные употребляются в том случае, если они:
1) имеют только форму множественного числа (Мытищи, Химки и т.д.);
2) обозначают разных лиц, разные географические местности с одинаковым названием (в Европе есть свои Светлогорски, несколько Калининградов; сестры Федоровы, братья Русаковы и т.д.).
Между нарицательными и собственными существительными нет чёткой границы. Нарицательные существительные легко могут становиться собственными (например: кошка Пушинка, магазин «Продукты»). А собственные – нарицательными (например: торговая марка «Джип» – любой автомобиль, похожий на машину данной марки; фирма «Ксерокс» – любое устройство для копирования.
Рассмотрим примеры. Я родился в Москве. Каждое утро мы начинаем с пробежки. Я и моя сестра Лена бегаем по утрам. Я очень люблю, когда к нам в гости приезжает дядя Серёжа.
Найдём имена собственные: в Москве, Лена, дядя Серёжа.
Примеры заданий из тренировочного модуля
Подстановка элементов в пропуски в таблице
Подберите к каждой характеристике подходящее слово из списка.
1 | Неодушевлённое существительное; имя собственное | |
2 | Одушевлённое существительное; имя собственное | |
3 | Неодушевлённое существительное; имя нарицательное | |
4 | Одушевлённое существительное; имя нарицательное |
Слова для распределения:
Река, Елизавета, Париж, жаворонок
Ответы:
1 | Неодушевлённое существительное; имя собственное | Париж |
2 | Одушевлённое существительное; имя собственное | Елизавета |
3 | Неодушевлённое существительное; имя нарицательное | Река |
4 | Одушевлённое существительное; имя нарицательное | жаворонок |
Подчёркивания элементов
Подчеркните одушевлённое существительное.
1) автомобиль
2) рябина
3) оса
4) капуста
Ответ: 3) оса