Урок 70. Изложение с изменением лица

Поделиться:
Конспект урока

Русский язык

5 класс

Урок № 70

Изложение с изменением лица

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

  1. Определение темы, идеи.
  2. Выделение частей текста.
  3. Анализ текста.
  4. Лексический анализ
  5. Орфографический анализ.

Тезаурус

Текст – два и более предложения, связанных по смыслу и грамматически.

Композиция – строение текста.

Тип речи – это способ изложения, который автор использует, чтобы донести свои мысли.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2016 – 192 с.

Дополнительная литература:

1. Бондаренко М. А. Русский язык 5 класс, Методические рекомендации и поурочные разработки. – М.: Просвещение, 2019. – 239 с.

2. Тростенцова Л. А., Ладыженская Т. А., Стракевич М. М. Русский язык. Дидактические материалы. 5 класс. – М.: Просвещение, 2016. – 160 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Григорий Алексеевич Скребицкий родился в 1903 году в Москве, в приюте. Когда мальчику исполнилось четыре года, его усыновила Надежда Николаевна Скребицкая. С приёмными родителями Грише повезло. Мальчик был окружён заботой и любовью. Отец был охотником и рыболовом – человеком, который любил, знал и понимал природу. Эту любовь он сумел передать приёмному сыну. Первый рассказ Скребицкого «Ушан» появился, когда ему было 37 лет. Это история о маленьком зайке, которого подобрал в лесу мальчик Юра. Жаль ему стало, что может замёрзнуть бедняга. Быстро подружился зайка с другими обитателями дома: собакой Джеком и котом Иванычем.

Самые известные произведения писателя: «С ружьём и без ружья», «Про наших птиц», «Лесное эхо», «Весёлые ручьи», «Друзья моего детства», «Листопадник», «Лесной голосок».

А теперь внимательно послушайте отрывок из сборника «Рассказы охотника».

«Раз со мной на охоте произошёл такой случай. Отправился я на охоту за зайцами. Через час нашли мои собаки в лесу зайца и погнали. Я стал на дорожке и жду. Гоняют зайца собаки по лесной вырубке, а заяц всё не выбегает. Куда же он девался? Подождал, подождал я и пошёл на полянку посмотреть, в чём дело. Гляжу: носятся мои собаки по кустам вокруг пней, нюхают землю, никак в заячьих следах не разберутся. Куда зайцу на поляне спрятаться? Вышел я на середину полянки и сам ничего не пойму. Потом случайно глянул в сторону, да так и замер. В пяти шагах от меня, на верхушке высокого пня, притаился заяц, глазёнки так и впились в меня, будто просят: “Не выдавай меня собакам!”. Стыдно мне стало убивать зверька. Опустил я ружьё, отозвал гончих. Пошли мы других зайцев искать, а этот трудный экзамен на хитрость сдал. Пускай живёт, зайчат уму-разуму учит».

Итак, этот рассказ о зайце, о том, как ему удалось спастись от беды. Автор показывает зайца находчивым и сообразительным. Он обхитрил собак и спас свою жизнь. Заголовок: «Хитрый заяц».

Теперь составим план по первой части фрагмента. «Раз со мной на охоте произошёл такой случай. Отправился я на охоту за зайцами. Через час нашли мои собаки в лесу зайца и погнали. Я стал на дорожке и жду». Заголовок: «Собаки выследили зайца».

Читаем вторую часть. «Гоняют зайца собаки по лесной вырубке, а заяц всё не выбегает. Куда же он девался? Подождал, подождал я и пошёл на полянку посмотреть, в чём дело. Гляжу: носятся мои собаки по кустам вокруг пней, нюхают землю, никак в заячьих следах не разберутся. Куда зайцу на поляне спрятаться?». Заголовок «Заяц пропал».

Читаем третью часть. «Вышел я на середину полянки и сам ничего не пойму. Потом случайно глянул в сторону, да так и замер. В пяти шагах от меня, на верхушке высокого пня, притаился заяц, глазёнки так и впились в меня, будто просят: “Не выдавай меня собакам!”». Заголовок «Не выдавай меня».

Читаем последнюю часть: «Стыдно мне стало убивать зверька. Опустил я ружьё, отозвал гончих. Пошли мы других зайцев искать, а этот трудный экзамен на хитрость сдал. Пускай живёт, зайчат уму-разуму учит». Заголовок: «Заяц экзамен на хитрость сдал».

В тексте нам встретились орфограммы: безударные окончания существительных, безударные окончания глаголов, безударные гласные в корне, правописание не с глаголами, правописание -тся, -ться у глаголов.

Повторим их, чтобы не допустить ошибок в изложении.

Итак, для проверки безударной гласной в корне, нужно подобрать однокоренное слово, чтобы безударная гласная стала ударной: дере́вья – де́рево.

У существительных окончание пишется:

у существительных 1-го склонения в дательном и предложном падежах;

у существительных 2-го склонения в предложном падеже.

Окончание -и пишется:

у существительных 1-го склонения в родительном падеже;

у существительных 3-го склонения и у существительных на -ия,-ие,-ий в родительном, дательном и предложном падежах;

По вырубке (1 склонение, дательный падеж).

На верхушке (1 склонение, предложный падеж).

На дорожке (1 склонение, предложный падеж).

У акации (заканчивается на -ия).

Окончание глаголов зависит от спряжения.

Глаголы первого спряжения имеют личные окончания у(-ю), -ешь(-ёшь), -ет (-ёт), -ем(-ём), -ете(-ёте), -ут(-ют).

Например, думает (окончание -ет – 1 спряжение); зеленеют (окончание -ют – 1 спряжение).

Глаголы второго спряжения имеют окончания -у(-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат(-ят). Красит (окончание -ит – 2 спряжение), пилят (окончание —ят – 2 спряжение).

Нужно помнить!

Если глагол отвечает на вопросы «что делает?», «что делают?», то этот глагол стоит в 3-м лице и в нём перед -ся мягкий знак не пишется.

Песня (что делает?) слышится (3-е лицо).

В вопросе нет Ь, значит и у глагола не будет Ь.

Если глагол отвечает на вопросы «что делать?», «что сделать?», то это глагол в неопределённой форме и в нём перед -ся мягкий знак пишется.

Необходимо (что делать?) трудиться.

В вопросе есть Ь, и у глагола будет Ь.

Вспомним о правописании не с глаголами.

Не с глаголами пишется раздельно. Исключения составляют те глаголы, которые не употребляются без не.

Не был. Негодовать (искл.)

Внимание, в цитируемом тексте идёт повествование от лица автора, то есть от первого лица. Изложение нужно написать от третьего лица.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Выбор элемента из выпадающего списка.

Определите тип речи прослушанного текста

– рассуждение;

– описание;

– повествование.

Разбор задания:

По функционально смысловым особенностям в русском языке выделяют следующие типы речи:
Повествование – передаёт действие в развитии во временной последовательности.
Описание – это изображение какого-либо явления действительности, предмета, лица путём перечисления и раскрытия его основных признаков. 
Рассуждение – это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли. 

Правильный ответ: Повествование

Восстановление последовательности элементов вертикальное.

Восстановите последовательность пунктов плана.

«Заяц пропал»

«Собаки выследили зайца»

«Заяц экзамен на хитрость сдал»

«Не выдавай меня»

Правильный ответ:

«Собаки выследили зайца»

«Заяц пропал»

«Не выдавай меня»

«Заяц экзамен на хитрость сдал»