Конспект урока
Конспект интерактивного урока по
«Русскому языку» для «1» класса
Урок № 70
Тема: Ударение и перенос слов
На уроке вы:
- Вспомните, что такое ударение и перенос слова.
- Научитесь ставить ударение и переносить слова по слогам.
- Сможете сами составлять слова из слогов, исправлять ошибки.
Основные термины и понятия:
- Буква – это знак азбуки, который мы называем, читаем и пишем.
- Звук – это буква, которую мы слышим и произносим.
- Слог – это часть слова с одним гласным звуком, которую мы поизносим на одном дыхательном толчке.
- Ударение – силовое выделение слога голосом.
Основная и дополнительная литература:
Русский язык. 1 кл. Учебник для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
* Русский язык. 1 кл. Электронное приложение к учебнику.
* Русский язык. 1 кл. Электронная форма учебника.
* Русский язык. Рабочая тетрадь. 1 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
* Русский язык. Метод. рекомендации с поурочными разработками. 1 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В.П. Канакина — М.: Просвещение, 2017.
* Русский язык. Проверочные работы. 1 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
* Комплект демонстрационных таблиц с методическими рекомендациями к учебнику «Русский язык. 1 класс» / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2015.
Теоретический материал:
Ударный слог, ударный слог –
Он назван так недаром.
Эй, невидимка-молоток,
Отметь его ударом!
И молоток стучит, стучит,
И чётко речь моя звучит!
Давайте вспомним, какое ударение нужно поставить в этих словах?
тОрт – тОрты
бАнт – бАнты
Ёж – ежИ
нОж – ножИ
зАяц – зАйцы
пАлец – пАльцы
кОшка – кОшки
блОшка – блОшки
А теперь давайте расставим знаки переноса в каждом слове!
тОрт – тОрты
бАнт – бАнты
Ёж – ежИ
нОж – ножИ
зА-яц – зАй-цы
пА-лец – пАль-цы
кОш-ка – кОш-ки
блОш-ка – блОш-ки
Почему мы отметили знаком переноса не все слова? Помните правила?
Вы задумались? Не вспомнили какое-то правило?
Давайте повторим ещё раз!
Сначала давайте вспомним, что такое ударение! Ударение – это выделение в слове голосом одного из слогов.
Слог, который произносится в слове с большей силой голоса, чем другие, называется ударным. Другие слоги (или слог) называются безударными. Чтобы показать, какой слог ударный, мы ставим знак ударения над гласной в ударном слоге.
Знак ударения не ставится в односложных словах и в словах с буквой «ё».
Чтобы выделить голосом ударный слог, нужно произнести слово целиком, выделяя голосом ударный гласный звук.
Мы говорили, что ударение выделяет ударный слог. А кто помнит, что такое слог?
Давайте возьмём слово «мама». Подставьте руку под подбородок, сколько раз он коснулся руки, когда Вы говорили слово «мама»? Два? Значит, в слове «мама» можно выделить два слога.
Есть еще один способ выделения слогов: в слове столько слогов, сколько в нём гласных звуков.
Слог может состоять из одного гласного звука, из одного согласного и одного гласного звуков, из нескольких согласных и одного гласного звуков. Запомните, в русском языке всегда есть гласный звук. Он только один. Если гласных звуков два, значит, и слога уже два. Но иногда так случается, что слово не помещается на строчку. Его нужно переместить. Это можно сделать, перенеся слово на другую строчку. Слово можно разделить на части, но сделать это можно не с буквами, а только со слогами. Поэтому слово можно перенести только по слогам.
Но и у переноса слов есть свои секреты.
= Нельзя переносить одну букву в слове, даже ели она гласная и составляет слог.
= Когда между гласными две согласные буквы, они поделятся – одна останется на одной строчке, а одна на другой.
А теперь давайте потренируемся!
Задание 1
В каком слове правильно стоит ударение?
Варианты ответа:
а) слѐды
б) перѐход
в) зайцы̀
г) то̀рты
Задание 2
Заполните таблицу. Напишите, где слово делили на слоги, а где переносили.
Слово | Перенос/слоги |
У- ни – ве- рсам | |
А-ви-а-ци-я | |
Юла | |
Доб-рая | |
Е-нот |
Задание 3
Расставьте слова от большего количества слогов в них к меньшему (если количество слогов одинаковое, то поставьте сначала слово, в котором больше букв).
Предложения:
1 друзья
2 портфель
3 хамелеон
4 кот
5 спорт
6 урок
7 микрофон
8 телефон
Задание 4
Разгадай кроссворд.
2 | ||||||||||||||
1 | ||||||||||||||
5 | ||||||||||||||
3 | ||||||||||||||
6 | ||||||||||||||
4 | ||||||||||||||
7 | ||||||||||||||
По горизонтали:
- … — это знак азбуки, который мы называем, читаем и пишем.
- Если в слове две … буквы, то в нём будет два слога.
- Чтобы выделить ударный слог, над гласной в нём мы ставим …
- Часть слова, которую мы произносим на одном дыхании – это …
По вертикали:
- … — это буква, которую мы слышим и произносим.
- … слог – это слог, на который не падает ударение.
- Если слово не влезает на строчку, его нужно ….
Задание 5
Спишите текст, разделите его зелёной ручкой по слогам, а синей – по принципу переноса.
Соната.
Я гулял по деревне и услышал прекрасную музыку. Мне очень захотелось узнать, кто так красиво играет.
Я пошёл на звуки музыки и увидел маленькую девочку за фортепиано. Она перестала играть, повернулась ко мне и спросила, не хочу ли я послушать её сонату.
С тех пор мы с Лилей – лучшие друзья.
Ответы:
Задание 1
Правильный вариант: Г
Неправильный вариант/варианты (или комбинации):
А,Б,В
Задание 2
Правильный вариант/варианты (или комбинации):
Слово | Перенос/слоги |
У- ни – ве- рсам | Слоги |
А-ви-а-ци-я | Слоги |
Юла | Перенос |
Доб-рая | Перенос |
Е-нот | Слоги |
Неправильный вариант/варианты (или комбинации): все остальные варианты являются неверными
Задание 3
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):
1 2 3 4 5 6 7 8
Правильный текст
1 хамелеон
2 микрофон
3 телефон
4 портфель
5 друзья
6 урок
7 спорт
8 кот
Неправильный вариант ответа:
Любые другие комбинации
Задание 4
Правильный вариант/варианты (или комбинации):
2б | |||||||||||||||||
е | |||||||||||||||||
1з | з | ||||||||||||||||
в | 5у | д | а | р | е | н | и | е | |||||||||
у | д | ||||||||||||||||
3б | у | к | в | а | |||||||||||||
р | 6п | ||||||||||||||||
4г | л | а | с | н | ы | е | |||||||||||
ы | р | ||||||||||||||||
й | е | ||||||||||||||||
н | |||||||||||||||||
е | |||||||||||||||||
7с | л | о | г | ||||||||||||||
т | |||||||||||||||||
и | |||||||||||||||||
По горизонтали: | По вертикали: | ||||||||||||||||
3. буква 4. гласные 5. ударение 7. слог | 1. звук 2. безударный 6. перенести |
Неправильный вариант/варианты (или комбинации): все остальные варианты ответов являются неправильными
Задание 5
Правильный вариант/варианты (или комбинации):
С точки зрения слогов:
Со-на-та.
Я гу-лял по де-ре-вне и у-слы-шал пре-крас-ну-ю му-зы-ку. Мне о-чень за-хо-те-лось у-знать, кто так кра-си-во и-гра-ет.
Я по-шёл на зву-ки му-зы-ки и у-ви-дел ма-лень-ку-ю де-во-чку за фор-те-пи-а-но. О-на пе-ре-ста-ла и-грать, по-вер-ну-лась ко мне и спро-си-ла, не хо-чу ли я по-слу-шать е-ё со-на-ту.
С тех пор мы с Ли-лей – луч-ши-е дру-зья.
С позиции переноса слов:
Со-на-та.
Я гу-лял по де-рев-не и услы-шал прек-рас-ную му-зы-ку. Мне очень за-хо-те-лось узнать, кто так кра-си-во игра-ет.
Я по-шёл на зву-ки му-зы-ки и уви-дел ма-лень-кую де-воч-ку за фор-те-пиа-но. Она пе-рес-та-ла иг-рать, по-вер-ну-лась ко мне и спро-си-ла, не хо-чу ли я пос-лу-шать её со-на-ту.
С тех пор мы с Ли-лей – луч-шие дру-зья.
Неправильный вариант/варианты (или комбинации): любая другая комбинация ответов