Урок 72. Значение и употребление глаголов в речи

Поделиться:
Конспект урока

Русский язык. 3 класс.

Урок 72.

Тема. Значение и употребление глаголов в речи.

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  1. Закрепление знаний о глаголе как части речи.

Глоссарий по теме:

Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета. Глаголы отвечают на вопросы что делать? что сделать? что делает? что сделает? что делал? что сделал? что будем делать?

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018. – С. 99–105.
  2. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018.
  3. Канакина В. П. Русский язык. Раздаточный материал. Пособие для учащихся. 3 класс. – М.: Просвещение, 2018.

Открытый электронный ресурс по теме урока:

Канакина В. П. и др. Русский язык. 3 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. http://school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=41635

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета. Глаголы отвечают на вопросы что делать? что сделать? что делает? что сделает? что делал? что сделал? что будем делать?

Глаголы содержатся в большинстве предложений русского языка. Это своего рода сообщение о действиях предмета речи. А. Н. Толстой утверждал, что правильно подобрать глагол – значит придать ей движение. Неспроста же «глаголом» наши предки называли в принципе речь, так же это слово интерпретируется в словаре В. Даля.

Глагол может обозначать.

  1. Какой-либо физический труд: резать, рубить, вязать.
  2. Интеллектуальная либо речевая работа: наблюдать, говорить, думать.
  3. Перемещение предмета в пространстве: лететь, бежать, сидеть.
  4. Состояние субъекта: ненавидеть, болеть, спать.
  5. Состояние природы: похолодало, приморозило, вечереет.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание. Глаголы.

Прочитайте текст. Найдите и подчеркните глаголы.

Бельчонок спустился по стволу сосны. Сковырнул сыроежку и принялся её есть, а гриб держал в передних лапках. Его щёки быстро двигались, и на землю сыпались крошки гриба.

Подсказка: Вспомните: Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета

Правильный ответ:

Бельчонок спустился по стволу сосны. Сковырнул сыроежку и принялся её есть, а гриб держал в передних лапках. Его щёки быстро двигались, и на землю сыпались крошки гриба.

Задание. Определение части речи.

Слова, которые обозначают действие предметов – это ____________. Отвечают на вопросы _____________ ____________.

Подсказка:

Вспомните тему урока.

Правильный ответ:

Слова, которые обозначают действие предметов – это глаголы. Отвечают на вопросы что делать?, что сделать?.