Урок 74. Проверяем написание гласных и согласных

Поделиться:
Конспект урока

Конспект урока по русскому языку

1 класс

Урок № 74

Тема: Проверяем написание гласных и согласных.

На этом уроке

Вы узнаете:

  • Как проверить безударную гласную
  • Как проверить звонкие и глухие согласные в слове
  • Правописание словарных слов
  • Самостоятельно находить незнакомые слова и смотреть их правописание в орфографическом словаре

Ключевые слова:

Слово, проверяема гласная, непроверяемая гласная, словарное слово, словарь русского языка, правописание, согласная, парные согласные, звонкие и глухие согласные.

Урок посвящен изучению слов русского языка. Учащиеся научатся узнавать слова с проверяемой и непроверяемой гласной в корне; а также проверять глухие и звонкие согласные в корне и на конце слов, смогут с помощью орфографического словаря находить правильное написание слов..

Основное содержание урока

  1. Как вы уже знаете в русском языке есть ударные и безударные гласные.

Урок 74. Проверяем написание гласных и согласных

  1. Существуют парные согласные по звонкости-глухости. В написании которых мы можем ошибиться тоже.

Урок 74. Проверяем написание гласных и согласных

  1. Вспомним, что существует два способа проверки безударных гласных в корне

1. подбор родственных слов: возду́шный — во́здух;

Слова появляются под диктовку диктора

соли́ть — соль; закрепи́ть — кре́пкий; возду́шный — во́здух; весёлый — ве́село; зелене́ть —зе́лень,  зелёный; 

2. изменение формы слова:

волна́ — во́лны;

вода́ — во́ды;

  1. Существует три способа проверки согласных.

Следует изменить проверяемое слово или подобрать родственное слово, таким образом, чтобы за проверяемой согласной следовала гласная или согласные л, р, м или н.

Под слова диктора появлется ряд словосочетаний:

просьба – просить

низкий – низок

лёд – ледовый

А каким образом можно изменить слова?

  1. В некоторых случаях, если проверяемое слово – существительное в единственном числе, достаточно изменить это слово, представив его во множественном числе:

глаз – глаза

цепь – цепи

сосед – соседи

берег – берега

  1. Иногда изменение существительного не дает возможности проверить правописание согласной, тогда можно представить слово во множественном числе, но в другой форме:

блузка – блузки – (нет) блузок

шляпка – шляпки – (нет) шляпок

Разбор типового тренировочного задания

  1. Определи, на каких изображениях показаны слова с проверяемой безударной гласной в корне, а на каких — нет. Перенеси картинки в соответствующие столбцы.

Слова с проверяемой безударной

Слова с непроверяемой безударной гласной

Название файла с изображением к вопросу:

Картинка 1

Урок 74. Проверяем написание гласных и согласных

Картинка 2

Урок 74. Проверяем написание гласных и согласных

Картинка 3

Урок 74. Проверяем написание гласных и согласных

Картинка 4

Урок 74. Проверяем написание гласных и согласных

Картинка 5

Урок 74. Проверяем написание гласных и согласных

Картинка 6

Урок 74. Проверяем написание гласных и согласных

Ответ:

Однозначные слова

Многозначные слова

Картинка 1

Картинка 2

Картинка 3

Картинка 4

Картинка 5

Картинка 6

2) Выберите один правильный вариант ответа:

Сколько есть вариантов подбора проверочного слова для согласных?

  1. 1
  2. 2
  3. 3
  4. 4

Ответ: 3

3) Впишем подходящие по смыслу слова с парной согласной на конце. Все слова начинаются с буквы С.

…… цветёт весной.

Мама сделала …… из огурцов.

Зимой идёт……

…… намело во время пурги.

После драки под глазом……

…… сена убрали в поле.

Ответ: Сад цветёт весной.

Мама сделала салат из огурцов.

Зимой идёт снег.

Сугроб намело во время пурги.

После драки под глазом синяк.

Стог сена убрали в поле.