Урок 76. Обобщающая работа учебно-контрольного характера

Поделиться:
Конспект урока

Конспект интерактивного урока

по «Русскому языку» для «1» класса

Урок № 76

Тема: Обобщающая работа учебно-контрольного характера

На уроке ты:

  1. Вспомните, какие бывают звуки и слова.
  2. Потренируетесь работать со схемой слова и писать имена собственные с заглавной буквы.
  3. Сможете делить текст на предложения и правильно ставить знаки препинания в монологе и диалоге.

Основные термины и понятия:

  1. Буква – это знак азбуки, который мы пишем и читаем.
  2. Главная мысль – чему нас учит текст.
  3. Диалог – речь двух человек.
  4. Заголовок – это название текста, содержащее основную информацию о нём.
  5. Звук – это то, что мы слышим.
  6. Знак препинания – это знаки, которые разделяют слова по смыслу.
  7. Имя нарицательное – название, которое подходит не одному, а целой группе предметов.
  8. Имя собственное – предмет, который называет предмет, существующий в единственном виде..
  9. Интонация – мелодика голоса.
  10. Монолог – речь одного человека.
  11. Предложение – это слова, связанные между собой по смыслу и выражающие законченную мысль.
  12. Слова – действия – это слова, которые называют действия предмета и отвечают на вопросы «Что делает?», «Что делают?» (поёт, гуляют).
  13. Слова – предметы– это слова, которые называют предметы и отвечают на вопросы «Кто?», «Что?» (кошка, стол).
  14. Слова – признаки – это слова, которые описывают чем один предмет отличается от другого и отвечают на вопросы: «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?» (красный, интересная, новое, весёлые).
  15. Текст – это предложения, которые связаны между собой по смыслу, имеют общую идею и заголовок.
  16. Тема – о чём текст.
  17. Ударение – выделение голосом и долготой одного слога в слове.

Основная и дополнительная литература:

Русский язык. 1 кл. Учебник для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.

* Русский язык. 1 кл. Электронное приложение к учебнику.

* Русский язык. 1 кл. Электронная форма учебника.

* Русский язык. Рабочая тетрадь. 1 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.

* Русский язык. Метод. рекомендации с поурочными разработками. 1 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В.П. Канакина — М.: Просвещение, 2017.

* Русский язык. Проверочные работы. 1 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.

* Комплект демонстрационных таблиц с методическими рекомендациями к учебнику «Русский язык. 1 класс» / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2015.

Теоретический материал:

На уроках мы каждый день узнаём что-то новое. О звуках и буква, о словах, о предложениях и тексте. Иногда этой информации бывает очень много. Мы не успеваем её запомнить. Для того, чтобы информация усвоилась полностью, её нужно повторить несколько раз. Давайте сейчас вспомним, что Вы уже изучили, а затем проверим, что из изученного Вы запомнили.

Чем отличаются звуки и буквы? Правильно, буквы мы читаем и пишем, а звуки слышим и произносим. А Вы можете сказать, чем отличаются согласные и гласные звуки? Гласные звуки можно петь о-а-у-э-и, а согласные нельзя. Они только шумят. А теперь вопрос сложнее. Чем же отличаются согласные буквы и согласные звуки? Чего больше в русском языке.

Конечно же согласных звуков. В русском языке есть 36 согласных звуков. Они могут обозначать мягкость и твёрдость парных согласных звуков. Как в словах лук – люк. А могут обозначать звонкость и глухость согласной буквы. Как в слове «дуб». Мы пишем букву «бэ», а слышим звук [п]. Проверить такие хитрые буквы можно, поиграв со словом и поставив после согласной буквы гласную.

Слова мы записываем при помощи букв. Но как понять, что это за слово – за̀мок и или замо̀к? Нужно поставить ударение. Ударение – это выделение слога силой голоса и долготой. Ударение помогает нам еще и понять значение слова. Но надо запомнить, что слог, в котором есть буква «ё», всегда будет ударным – «Ёж», «Черёмуха», «Мёд».

Каждый день мы задаём очень много вопросов:

  • Кто это?
  • Что он делает?
  • Какой сегодня день?
  • Что это?
  • Какая сегодня погода?

Давайте вспомним, почему к разным словам мы задаём разные вопросы. Слово – название предмета может отвечать на вопрос «Кто?», если оно одушевлённое, или на вопрос «Что?», если оно неодушевлённое. Слово – название действия предмета может отвечать на вопрос: «Что делает?», если предмет один, и на вопрос: «Что делают?», если предметов много.

Слова-признаки определяют, чем один предмет отличается от другого. Они тоже могут отвечать на разные вопросы.

«Какой?», если предмет мужского рода (он)

«Какая?», если предмет женского рода (она)

«Какое?», если предмет среднего рода (они)

«Какие?», если предметов много.

Мы помним, что слова – названия предметов могут быть именами собственными и нарицательными. Имена собственные называют единственный вид предмета, например, имя человека, название города, улицы. Такие слова всегда пишутся с большой буквы. Остальные слова называются нарицательными. Они пишутся с большой буквы только в начале предложения.

Слова составляют предложение. А предложения составляют текст. Все предложения в тексте связаны одним смыслом. Между предложениями обязательно должен стоять знак препинания – точка, вопросительный или восклицательный знак. Текст имеет начало, основную часть и концовку и текст всегда о чём-то нам рассказывает. У каждого текста есть тема и главная мысль. Тема текста говорит нам, о чём этот текст, а главная мысль – чему текст нас учит. Зная тему и главную мысль, мы можем озаглавить текст – дать ему имя, заголовок. Заголовок всегда должен отражать тему или главную мысль текста.

Текст может говорить один человек, а может два и больше. Текст, который говорит один человек, называется монологом, а текст, когда говорят двое – диалогом. Помните схемы оформления монолога и диалога!

А теперь давай потренируемся!

Упражнение 1.

Какая должна быть последовательность от меньшего к большему?

Варианты ответа:

а) текст-предложение-слово-слог-буква

б) слог-буква-предложение-слово-текст

в) буква-слог-слово-предложение-текст

г) буква-слово-слог-предложение-текст

Упражнение 2.

Заполните таблицу. Напишите, какие слова являются словами-названиями предмета, словами-названиями действия предмета, словами-названиями признака предмета:

Слова

Тип

Интересное, игривая, ласковый

Машина, зайчик, бабочка

Писать, считать, читать

Упражнение 3.

Спишите текст красиво и правильно.

Урок 76. Обобщающая работа учебно-контрольного характера

https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/09/05/k_59adc5ce9a9ab/img_user_file_59adc5cf1c771_2.jpg

Упражнение 5.

Все предложения в этом тексте слились в одно. Напечатайте текст, расставляя знаки препинания в конце предложений и начиная каждое новое предложения с большой буквы.

Текст:

Моя мама подарила мне шляпу она большая новая и красивая завтра я надену эту шляпу в школу вот девочки будут завидовать у них нет такой красивой шляпы.

Ответы:

Упражнение 1.

Правильный вариант: В

Неправильный вариант/варианты (или комбинации):

А, Б, Г

Упражнение 2.

Правильный вариант/варианты (или комбинации):

Слова

Тип

Интересное, игривая, ласковый

Слова-названия признака предмета

Машина, зайчик, бабочка

Слова-названия предмета

Писать, считать, читать

Слова-названия действий предмета

Неправильный вариант/варианты (или комбинации): все остальные варианты являются неверными

Упражнение 3.

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

столб [б]Урок 76. Обобщающая работа учебно-контрольного характераУрок 76. Обобщающая работа учебно-контрольного характераУрок 76. Обобщающая работа учебно-контрольного характера

рябь Урок 76. Обобщающая работа учебно-контрольного характера

скоба [б’]Урок 76. Обобщающая работа учебно-контрольного характераУрок 76. Обобщающая работа учебно-контрольного характера

бор

гриб [п]Урок 76. Обобщающая работа учебно-контрольного характера

рябина

сыпь [п’]Урок 76. Обобщающая работа учебно-контрольного характера

бинокль

Неправильный вариант ответа:

Любые другие комбинации

Упражнение 4.

Правильный вариант/варианты (или комбинации):

Правильно списанный текст с исправлением ошибок.

Ошибки:

Урок 76. Обобщающая работа учебно-контрольного характера

Неправильный вариант/варианты (или комбинации): иные варианты ответа неверные

Упражнение 5.

Правильный вариант/варианты (или комбинации):

Моя мама подарила мне шляпу. Она большая новая и красивая. Завтра я надену эту шляпу в школу. Вот девочки будут завидовать! У них нет такой красивой шляпы.

Неправильный вариант/варианты (или комбинации): любой другой вариант.