Урок 77. Глагол как часть речи. Не с глаголами

Поделиться:
Конспект урока

Русский язык

5 класс

Урок №77

Глагол как часть речи. Не с глаголами

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

1. Морфологические признаки глагола.

2. Правописание частицы НЕ с глаголами.

Тезаурус

Возвратность глаголов – это постоянный признак глаголов, который указывает на направленность (или ненаправленность) действия или состояния на субъект. Возвратными называются глаголы, в которых есть возвратный суффикс (постфикс) -ся (-сь).

Вид глагола – постоянный признак, который отражает то, как говорящий видит течение действия во времени: закончившимся, длящимся, повторяющимся, разовым. Виды глагола: несовершенный (что делать?) и совершенный (что сделать?).

Время глагола – непостоянный признак, который выражает отношение действия, обозначаемого глаголом, ко времени его осуществления. Выделяются формы прошедшего, настоящего и будущего времени.

Обязательная литература:

1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2012. – С. 97-101.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Перед нами отрывок из стихотворения Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза»

Гремят раскаты молодые!
Вот дождик брызнул, пыль летит
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит

С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной, и шум нагорный –

Всё вторит весело громам…

Обратите внимание на выделенные слова: они передают действия, делая текст динамичным. Это глаголы.

Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы «что делать?», «что сделать?».

Стихотворение напомнило, что вы уже знаете о глаголе из уроков начальной школы: глаголы имеют начальную (неопределённую) форму, могут быть настоящего, прошедшего и будущего времени, глагол изменяется по числам (гремят – глагол в настоящем времени, во множественном числе, брызнул – глагол в прошедшем времени в единственном числе.).

Как и любая самостоятельная часть речи, глаголы имеют постоянные и непостоянные морфологические признаки.

Сегодня речь пойдёт о постоянных морфологических признаках.

Первый признак – вид глагола.

                           Глаголы

несовершенного вида                        совершенного вида
обозначают продолжительное          обозначают действие,
или повторяющееся действие           имеющее предел, результат

Что делать?                                       Что сделать?

Однокоренные глаголы образуют видовые пары.
Глаголы одной видовой пары могут отличаться

  1. Суффиксами: КричАть (несов. вид) – КрикНУть(сов. вид)
  2. Приставками: Играть (несов. вид) – ПРОиграть(сов. вид)
  3. Ударением: СрезАть (несов. вид) – СрЕзать (сов. вид)

Иногда видовая пара образуется глаголами с разными корнями: говорить-сказать.

Ещё одним очень важным постоянным признаком глагола является возвратностьВозвратными называются глаголы, в которых есть возвратный суффикс (постфикс) -ся (-сь). Он всегда стоит после окончания и сохраняется во всех формах возвратного глагола: умываться – умываюсь – умываешься, умывался – умывалась. Основа в таких глаголах прерывистая. Глаголы, в которых нет суффикса (постфикса) -ся (-сь) называются невозвратными.

В составе предложений глаголы чаще всего выступают в роли сказуемого, однако в русском языке используются конструкции, в которых глагольные формы применяются в качестве подлежащего, определения, дополнения или обстоятельства. Приведем примеры. Вот и закончился урок. Жить – Родине служить. У него была хорошая привычка (какая?) читать. В детстве отец учил меня (чему?) ловить рыбу. Мы отправились (куда?) путешествовать.

Теперь обратимся к частице, которая очень часто бывает рядом с глаголом и может поменять смысл предложения на противоположный.

Отрицательная частица не по-разному выражает отрицание. Она придаёт отрицательное значение всему предложению (Не цвести цветам поздней осенью. Семеро одного не ждут.) или отдельному слову (Неприятель наступает с фланга. Не распустившиеся из-за холода цветы ждали солнца. Друзья приехали нескоро.)

Вернёмся к глаголам. Как они пишутся с частицей не? Посмотрите на стихотворение.

Не выучил – не делай,

Не знаешь – не спеши.

С глаголами отдельно

Частицу не пиши.

Мы видим, что не с глаголами пишется раздельно. Это нужно запомнить и раздельно писать не ходил, не видишь, не могу, не спи.

А теперь посмотрите на глаголы ненавидеть, негодовал, нездоровится. Как вы думаете, почему с этими глаголами частица не пишется слитно? Давайте попробуем употребить эти глаголы без не. У нас получится «навидеть», «годовал», «здоровится». Таких слов в русском языке нет. Делаем вывод: с частицей не пишутся слитно глаголы, которые без неё не употребляются.

Итак, делаем вывод:

Частица не с глаголами пишется раздельно. Исключение: пишется слитно с глаголами, которые не употребляются без не.

Примеры заданий из тренировочного модуля

1. Подстановка элементов в пропуски в таблице

Укажите истинность или ложность вариантов ответа:

глаголы бывают совершенного и несовершенного вида;

к глаголу несовершенного вида обычно можно подобрать пару совершенного вида;

глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос «что сделать?»;

глаголы совершенного вида отвечают на вопрос «что сделать?».

Ответы:

Да

Нет

глаголы бывают совершенного и несовершенного вида

глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос «что сделать?»

к глаголу несовершенного вида обычно можно подобрать пару совершенного вида

глаголы совершенного вида отвечают на вопрос «что сделать?»

2. Сортировка элементов по категориям.

Распределите глаголы на две группы: 1) пишутся с не раздельно, 2) пишутся с не слитно. 

Глаголы: (не)годовать, (не)разговаривать, (не)прилетели, (не)сдобровать, (не)растаял, (не)взлюбила, (не)знала, (не)приготовил, (не)доумевал, (не)подсказывай, (не)догнали.

Алгоритм выполнения. Не с глаголами пишется раздельно, кроме тех случаев, когда слова без не не употребляются. Находим в списке такие глаголы:  (не)годовать, (не)сдобровать, (не)взлюбила, (не)доумевал. Их нужно включить во вторую группу, а остальные глаголы – в первую.

Ответ:

1) (не)разговаривать, (не)прилетели, (не)растаял, (не)знала, (не)приготовил, (не)подсказывай, (не)догнали;

2) (не)годовать, (не)сдобровать, (не)взлюбила, (не)доумевал.