Урок 77. Определение роли гласных букв в слове. Слова с буквой э. Ознакомление со словарем иностранных слов

Поделиться:
Конспект урока

Конспект интерактивного урока

по «Русскому языку» для «1» класса

Урок № 77

Тема: Определение роли гласных букв в слове. Слова с буквой э. Ознакомление со словарём иностранных слов

На уроке Вы:

  1. Узнаете, какие бывают гласные буквы и звуки.
  2. Научитесь сами соотносить звуковой и буквенный состав слов и определять ударный и безударный гласный, работать с транскрипцией.
  3. Сможете сами создавать слова с гласными буквами и проверять безударные гласные звуки.

Основные термины и понятия:

  1. Безударный звук – это гласный звук, на который не падает ударение.
  2. Буква – это знак азбуки, который мы пишем и читаем.
  3. Гласный звук – это звук, который произносится , не встречая преград.
  4. Звук – это буква, которую мы слышим.
  5. Словарь иностранный слов – это словарь, в котором собраны только слова, которые пришли в русский язык из других языков.
  6. Согласный звук – это звук, который произносится с препятствиями. Их создают губы. зубы, язык.
  7. Транскрипция – это звуковая запись слова.
  8. Ударный звук – это звук, который произносится с большей силой,более долго

Основная и дополнительная литература:

Русский язык. 1 кл. Учебник для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.

* Русский язык. 1 кл. Электронное приложение к учебнику.

* Русский язык. 1 кл. Электронная форма учебника.

* Русский язык. Рабочая тетрадь. 1 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.

* Русский язык. Метод. рекомендации с поурочными разработками. 1 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В.П. Канакина — М.: Просвещение, 2017.

* Русский язык. Проверочные работы. 1 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.

* Комплект демонстрационных таблиц с методическими рекомендациями к учебнику «Русский язык. 1 класс» / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2015.

Теоретический материал:

Вы помните песенку «Жил на свете добрый жук?»

Давайте споём её!

Встаньте, дети, встаньте в круг,
Встаньте в круг, встаньте в круг!
Жил на свете добрый жук,
Старый добрый друг.

А — е, е — и, а — е у,
а — е у, а — е у !
И а е — е о — ы у,
а — ы о — ы у.

А если ещё раз попробовать?

А теперь давайте попробуем спеть её по-другому!

Получилось?

Встньт, дт, встньт в крг,
Встньт в крг, встньт в крг!
Жл н свт дбрй жк,
Стрй дбрй дрг.

Как Вы думаете, почему в первый раз получилось спеть песенку, а во второй раз нет? Хотите узнать, почему?

Сегодня мы вместе будем говорить о гласных буквах и звуках.

Звуки мы слышим и произносим.

Буквы мы называем, пишем, читаем.

Звуки бывают гласные (те, которые мы с Вами пели в песенке) и согласные (те, которые петь нельзя. Эти звуки, возникая при помощи языка, губ, зубов и голосовых связок, складываются в слова!

Сегодня мы с вами поближе познакомимся с гласными звуками и буквами, которые их обозначают.

  • Гласный звук состоит только из голоса.
  • При его произнесении нет преград.
  • Гласный звук помогает согласному образовывать слог.

Наши гласные звуки могут быть ударными и безударными. Ударные гласные – это звуки в ударных слогах слов. А безударные гласные – это гласные звуки в безударных слогах слов. Безударный гласный звук в слове может обозначаться разными буквами. Посмотрите на картинку! Поэтому такие звуки нужно проверять, изменив слово так, чтобы безударный слог стал ударным.

Слово, в котором нужно проверить безударную гласную, называется «проверяемым», а слово, которое проверяет, «проверочным».

Звуки и буквы играют очень важную роль в словах. Если изменить хотя бы одну, то всё слово поменяет своё значение!

А теперь, давай потренируемся!

Упражнение 1.

Звуки можно

Варианты ответа:

а) произносить, слышать, читать

б) слышать, произносить

в) читать, называть, писать

г) писать, слышать, читать

Упражнение 2.

Заполните таблицу. Напишите, какой звук обозначает выделенная гласная буква.

Слово

Звук

Мама

Рыба

Комок

Письмо

Юла

Армия

Щётка

Утка

Ёлка

Упражнение 3.

Соедините слова, с количеством звуков в них.

клюв 4

поют

якорь 5

роса

кошка 6

клюёт

енот 7

барабан

Упражнение 4.

Найди слова: эскимо, эскалатор, экскаватор, экран, этаж, эхо, эскимос, эму

О

С

З

О

Э

С

К

И

М

О

С

Т

У

Х

Т

Р

А

У

Г

О

Л

Ь

Н

И

К

О

А

Ы

К

З

Б

П

Р

И

В

Е

Т

Л

И

В

Ы

Й

Э

А

А

И

С

Э

М

О

П

А

М

Ы

В

Э

С

Б

В

Э

Д

Т

О

В

Э

К

А

Ф

Ы

М

К

О

Н

С

А

А

Ы

А

Х

О

Р

В

И

У

А

Т

А

К

Е

Ж

Е

С

О

Л

А

Я

В

В

Л

Л

Я

И

П

В

П

П

Д

Ц

Е

С

О

М

А

И

У

М

У

А

А

О

У

О

Л

Ф

В

П

Т

В

Т

О

У

Д

О

Л

Ю

Б

И

В

Ы

Е

О

Ы

Р

У

Э

К

С

К

А

В

А

Т

О

Р

Р

Е

Л

И

Т

Ь

А

Р

А

А

С

И

Т

О

К

О

И

Н

Т

Е

Р

Е

С

Н

О

Е

К

А

Э

К

Р

А

Н

А

П

П

И

Н

О

В

Ы

Й

Упражнение 5.

Раскрасьте только те картинки, в названии которых гласная буква даёт два звука.

Урок 77. Определение роли гласных букв  в слове. Слова с буквой э. Ознакомление со словарем иностранных слов Урок 77. Определение роли гласных букв  в слове. Слова с буквой э. Ознакомление со словарем иностранных слов Урок 77. Определение роли гласных букв  в слове. Слова с буквой э. Ознакомление со словарем иностранных слов

Урок 77. Определение роли гласных букв  в слове. Слова с буквой э. Ознакомление со словарем иностранных слов Урок 77. Определение роли гласных букв  в слове. Слова с буквой э. Ознакомление со словарем иностранных слов Урок 77. Определение роли гласных букв  в слове. Слова с буквой э. Ознакомление со словарем иностранных слов

https://deti-online.com/images/raskraski/prazdniki—elka—15.jpg

http://bukashka.by/images/raskraski/raskraska-belka-dlya-detej/raskraska-belka-dlya-detej-15.jpg

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1346662/5bcfd736-94ea-404b-9884-fd8024d25b60/orig

http://auho.ru/sites/default/files/sobaki-raskraski-28.jpg

http://newpackfon.ru/uploads/images/j/o/z/jozhik_kartinka_dlja_raskraski.jpg

http://kidsclever.ru/sites/default/files/raskraska_yogurt.jpg

Ответы:

Упражнение 1.

Правильный вариант: Б

Неправильный вариант/варианты (или комбинации):

А, В, Г

Упражнение 2.

Правильный вариант/варианты (или комбинации):

Слово

Звук

Мама

[а]

Рыба

[ы]

Комок

[а]

Письмо

[и]

Юла

[й’у]

Армия

[й’а]

Щётка

[о]

Утка

[у]

Ёлка

[й’о]

Неправильный вариант/варианты (или комбинации): все остальные варианты являются неверными.

Упражнение 3.

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

клюв 4Урок 77. Определение роли гласных букв  в слове. Слова с буквой э. Ознакомление со словарем иностранных словУрок 77. Определение роли гласных букв  в слове. Слова с буквой э. Ознакомление со словарем иностранных слов

поют Урок 77. Определение роли гласных букв  в слове. Слова с буквой э. Ознакомление со словарем иностранных слов

якорь 5Урок 77. Определение роли гласных букв  в слове. Слова с буквой э. Ознакомление со словарем иностранных словУрок 77. Определение роли гласных букв  в слове. Слова с буквой э. Ознакомление со словарем иностранных словУрок 77. Определение роли гласных букв  в слове. Слова с буквой э. Ознакомление со словарем иностранных слов

роса

кошка 6Урок 77. Определение роли гласных букв  в слове. Слова с буквой э. Ознакомление со словарем иностранных слов

клюёт

енот 7Урок 77. Определение роли гласных букв  в слове. Слова с буквой э. Ознакомление со словарем иностранных слов

барабан

Неправильный вариант ответа:

Любые другие комбинации

Упражнение 4.

Правильный вариант/варианты (или комбинации):

О

С

З

О

Э

С

К

И

М

О

С

Т

У

Х

Т

Р

А

У

Г

О

Л

Ь

Н

И

К

О

А

Ы

К

З

Б

П

Р

И

В

Е

Т

Л

И

В

Ы

Й

Э

А

А

И

С

Э

М

О

П

А

М

Ы

В

Э

С

Б

В

Э

Д

Т

О

В

Э

К

А

Ф

Ы

М

К

О

Н

С

А

А

Ы

А

Х

О

Р

В

И

У

А

Т

А

К

Е

Ж

Е

С

О

Л

А

Я

В

В

Л

Л

Я

И

П

В

П

П

Д

Ц

Е

С

О

М

А

И

У

М

У

А

А

О

У

О

Л

Ф

В

П

Т

В

Т

О

У

Д

О

Л

Ю

Б

И

В

Ы

Е

О

Ы

Р

У

Э

К

С

К

А

В

А

Т

О

Р

Р

Е

Л

И

Т

Ь

А

Р

А

А

С

И

Т

О

К

О

И

Н

Т

Е

Р

Е

С

Н

О

Е

К

А

Э

К

Р

А

Н

А

П

П

И

Н

О

В

Ы

Й

Неправильный вариант/варианты (или комбинации): остальные варианты являются неверными.

Упражнение 5.

Правильный вариант/варианты (или комбинации):

Урок 77. Определение роли гласных букв  в слове. Слова с буквой э. Ознакомление со словарем иностранных слов Урок 77. Определение роли гласных букв  в слове. Слова с буквой э. Ознакомление со словарем иностранных слов Урок 77. Определение роли гласных букв  в слове. Слова с буквой э. Ознакомление со словарем иностранных слов

Урок 77. Определение роли гласных букв  в слове. Слова с буквой э. Ознакомление со словарем иностранных слов Урок 77. Определение роли гласных букв  в слове. Слова с буквой э. Ознакомление со словарем иностранных слов Урок 77. Определение роли гласных букв  в слове. Слова с буквой э. Ознакомление со словарем иностранных слов

https://deti-online.com/images/raskraski/prazdniki—elka—15.jpg

http://bukashka.by/images/raskraski/raskraska-belka-dlya-detej/raskraska-belka-dlya-detej-15.jpg

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1346662/5bcfd736-94ea-404b-9884-fd8024d25b60/orig

http://auho.ru/sites/default/files/sobaki-raskraski-28.jpg

http://newpackfon.ru/uploads/images/j/o/z/jozhik_kartinka_dlja_raskraski.jpg

http://kidsclever.ru/sites/default/files/raskraska_yogurt.jpg

Неправильный вариант/варианты (или комбинации): любой другой вариант ответа.