Урок 78. Знания о местоимениях и глаголах

Поделиться:
Конспект урока

Русский язык. 3 класс.

Урок 78.

Тема.Обобщение знаний о местоимениях и глаголах.

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  1. Закрепление знаний о личных местоимениях.
  2. Закрепление знаний о глаголе.

Глоссарий по теме:

Местоимение – это часть речи. Местоимение указывают на предметы, но не называют их.

Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета. Глаголы отвечают на вопросы что делать? что сделать?

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018. – С. 91–130.
  2. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018.
  3. Канакина В. П. Русский язык. Раздаточный материал. Пособие для учащихся. 3 класс. – М.: Просвещение, 2018.

Открытый электронный ресурс по теме урока:

Канакина В. П. и др. Русский язык. 3 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. http://school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=41635

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета. Глаголы отвечают на вопросы что делать? что сделать?

Слово глагол в древнерусском языке звучало как «гологол» с полногласием -оло-. В таком виде с неполногласием ла- слово является заимствованием из старославянского языка, в котором оно является просто семантической калькой греческого и латинского термина в значении «речь, слово».

Греческий и латинский языки, как известно, дали русскому языку множество научных слов – терминов из разных областей знаний.

Как лингвистический термин слово «глагол» употребляется в «Грамматике» М. Смотрицкого только в 17 веке.

Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета. Глаголы отвечают на вопросы что делать? что сделать?

Глаголы, которые отвечают на вопросы что делать? что сделать? стоят в неопределённой форме. Неопределённая форма – это начальная форма глагола. Глаголы в неопределённой форме оканчиваются на  — ти, — ть, — чь.

Глаголы изменяются по числам. Глагол в единственном числе обозначает действие одного предмета и отвечает на вопросы что делает? что сделает?  что делал?

Глагол во множественном числе обозначает действие двух и более предметов и отвечает на вопросы что делают? что сделают? что делали?

Глаголы в форме настоящего времени отвечают на вопросы что делает? что делают? Эти глаголы обозначают действия, которые происходят в настоящем времени. В момент речи. Глаголы в форме прошедшего времени отвечают на вопросы что делал? что сделал? Эти глаголы обозначают действия, которые уже произошли в прошедшем времени, до момента речи. Глаголы в форме будущего времени отвечают на вопросы что сделает? что сделают? Эти глаголы означают действия, которые произойдут в будущем времени, после момента речи.

Род глагола прошедшего времени единственного числа в предложении зависит от рода имени существительного, с которым глагол связан.

Глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются по родам. Глаголы прошедшего времени во множественном числе по родам не изменяются.

Частица не с глаголами пишется раздельно. Это орфограмма. Частица не при глаголе придаёт высказыванию отрицательный смысл

Местоимение – это часть речи. Местоимение указывают на предметы, но не называют их.

Местоимение делится на несколько разрядов по значению и грамматическим особенностям:

– личные местоимения называют лица, участвующие в речи (я, ты, он);

– вопросительные употребляются обычно в вопросительных предложениях (кто, что?);

– притяжательные указывают на признак предмета по относительности (мой, твой);

– возвратные означают, что действие, которое совершается кем-либо, направлено на сам действующий объект (себе); относительные – такие же, как и вопросительные, но употребляются в придаточных предложениях как союзные слова (кто, кому);

– отрицательные местоимения называют отсутствующие предметы или признаки (никто, ничей);

– определительные части речи являются методом уточнения предмета, о котором говорится (всюду, везде); неопределенные называют неопределенные предметы, признаки и т. д. (некто, кое-где);

– указательные служат средствами указания на определенного рода предметы или признаки (тот, этот).

Местоимения изменяются

– по лицам (1-е лицо, 2-е лицо, 3-е лицо);

– по числам (единственное и множественное)

– по родам (местгоимения 3-го лица единственного числа).

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание. Части речи.

Вставьте пропущенные слова.

Слова, которые обозначают действия предметов и отвечают на вопросы что делать? что сделать?, – это ____________.

Слова, которые указывают на предмет, не называя его, – это ____________.

Подсказка: неверный ответ меняет цвет.

Правильный ответ:

Слова, которые обозначают действия предметов и отвечают на вопросы что делать? что сделать?, – это глаголы.

Слова, которые указывают на предмет, не называя его, – это местоимения.

Задание. Местоимения и глаголы.

Прочитайте текст. Найдите местоимения и глаголы, и надпишите.

В июле я отдыхал в лагере. Мы плавали, бегали, пели песни.

Однажды на линейке нам объявили, что наш отряд пойдёт в поход. Наш путь будет лежать через быструю речку. Моста через неё не будет. Но мы справимся.

Подсказка: вспомните определения глагола и местоимения.

Правильный ответ:

мест.

мест.

гл.

гл.

гл.

гл.

В июле я отдыхал в лагере. Мы плавали, бегали, пели песни.

мест.

мест.

мест.

гл.

гл.

Однажды на линейке нам объявили, что наш отряд пойдёт в поход. Наш путь будет лежать через быструю речку. Моста через неё не будет. Но мы справимся.

мест.

мест.

гл.

гл.

гл.

гл.