Урок 78. Предложение и текст

Поделиться:
Конспект урока

Конспект по предмету

«Русский язык» для «1» класса

Урок № 78

«Предложение и текст»

На уроке ты:

  1. Вспомнишь, чем предложения отличается от текста.
  2. Научишься сам находить признаки текста и делить текст на части.
  3. Сможешь сам выделять тему и главную мысль текста, озаглавливать его и создавать текст из предложений.

Основные термины и понятия:

  1. Главная мысль текста – это то, чему нас учит текст.
  2. Заголовок – название текста, отражающее его тему и главную мысль.
  3. Концовка текста – это последняя часть текста, завершающая его.
  4. Начало текста – это первая часть текста, она подготавливает нас к основной его части.
  5. Основная часть текста – это такая часть текста, которая содержит основную информацию о тексте и выражает его главную мысль.
  6. Предложение – это слова, связанные между собой по смыслу и выражающие законченную мысль.
  7. Текст – это предложения, которые связаны между собой по смыслу, имеют общую идею и заголовок.
  8. Тема текста – это то, о чём этот текст.

Основная и дополнительная литература:

Русский язык. 1 кл. Учебник для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.

* Русский язык. 1 кл. Электронное приложение к учебнику.

* Русский язык. 1 кл. Электронная форма учебника.

* Русский язык. Рабочая тетрадь. 1 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.

* Русский язык. Метод. рекомендации с поурочными разработками. 1 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В.П. Канакина — М.: Просвещение, 2017.

* Русский язык. Проверочные работы. 1 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.

* Комплект демонстрационных таблиц с методическими рекомендациями к учебнику «Русский язык. 1 класс» / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2015.

Теоретический материал:

Я люблю свой родной язык. Он понятен для всех,

Он певуч,

Он, как русский народ, многолик,

Как держава наша, могуч.

Вот такое стихотворение написал поэт о языке, на котором мы слушаем, говорим, пишем, читаем и думаем.

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык. Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

Так писал великий писатель Иван Сергеевич Тургенев о русском языке.

Скажи, можно ли назвать это текстом? Почему?

А сколько в этом тексте предложений? Какие они?

Наверное, хотя бы на одном вопросе ты задумался.

Давай вспомним всё, что мы знаем о предложении и тексте!

Сначала давай вспомним, что такое предложение.

Предложение – это слова, связанные между собой по смыслу. Предложение начинается с большой буквы и заканчивается определённым знаком препинания.

Если мы хотим просто сообщить о чём-то, то в конце предложения мы поставим точку. Если мы хотим спросить о чем-то – вопросительный знак. А если мы хотим выразить удивление или восхищение, от мы поставим восклицательный знак.

Из предложений можно составить текст. Но текст – это не просто разные предложения. Чтобы получился текст, предложения должны быть связаны между собой. Текст должен быть закончен – у него должен быть логичный конец. У текста должны быть начало, середина и конец. Начало текста подготавливает читателя к основной части текста. Основная часть текста самая важная. Она рассказывает нам главную информацию о тексте и выражает главную мысль. Концовка текста рассказывает о том, чем закончился текст. Она подводит итог текста.

В каждом тексте можно найти тему и главную мысль. Тема всегда отвечает на вопрос «О чём этот текст?». Текст может быть о друге, о доме, о каникулах…

А главная мысль всегда отвечает на вопрос «Чему меня учит этот текст?» Главная мысль может звучать так:

— Нужно помогать старшим.

— Лето – лучшее время года.

— Собака – лучший друг человека

Давай посмотрим, какая тема и главная мысль в этом тексте.

Ваня очень любит мороженое, но мама не разрешает ему есть много. «У тебя будет болеть горло», — говорит она. Но однажды Ваня не послушал маму и на дне рождения друга съел три мороженых. На следующий день у Вани сильно болело горло. Теперь у него ангина.

Тема: Вова и мороженое.

Главная мысль: Нужно слушать старших.

Зная тему и главную мысль текста, его можно озаглавить – дать ему название. Обычно текст отражает главную мысль или тему текста. Давай посмотрим, какой заголовок можно дать нашему тексту. Мы можем озаглавить текст так:

— Вова и мороженое.

— Как важно слушать старших.

— Что случается со сладкоежками.

— Не будь жадным.

И т.д.

Текст может говорить один человек, а может и двое, и несколько. Когда текст говорит один человек – это монолог, а когда двое – диалог. Обрати внимание. В диалоге слова каждого участника пишутся с новой строчки, и перед ними ставится чёрточка – тире.

А теперь, давай потренируемся!

Упражнение 1.

Почему эти предложения можно назвать текстом?

«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык. Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

Варианты ответа:

а) Есть предложения.

б) Предложения связаны между собой.

в) Предложения написаны на одной строчке.

г) Он большой.

Упражнение 2.

Расставь предложения так, чтобы получится текст. Напиши номера предложений по порядку в ленту времени (напр. 8,2,4,5…).

Урок 78. Предложение и текстУрок 78. Предложение и текстУрок 78. Предложение и текстУрок 78. Предложение и текстУрок 78. Предложение и текстУрок 78. Предложение и текстУрок 78. Предложение и текстУрок 78. Предложение и текстУрок 78. Предложение и текст

Предложения:

1Мама подарила мне слона.

2 Дамбо понравился всем моим друзьям.

3 Он был серый плюшевый с большими ушами.

4 Поэтому делиться я не хотел.

5 Но потом я понял, что друзья важнее, и поделился игрушкой.

6 Когда я их увидел, я сразу сказал, что буду звать его Дамбо.

7 Они хотели поиграть с ним и просили меня поделиться. 8 Но мне только подарили эту игрушку.

Упражнение 3.

Зачеркни цифру, после которой сова не образуют предложение.

1 Ёжик несёт домой ужин.

2 Маша магазин домой я ем.

3 Рита убирается в своей комнате.

4 Лес ожил после зимы.

5 Рабочие быстро выстроили небоскрёб.

Упражнение 4.

Закончи предложения:

Урок 78. Предложение и текст

Упражнение 5.

Объедини слова в предложение и получишь рисунок!

Урок 78. Предложение и текст

https://daynotes.ru/wp-content/uploads/2017/08/risovanie-po-cifram-6.jpg

Ответы:

Упражнение 1.

Правильный вариант: Б

Неправильный вариант/варианты (или комбинации):

А, В, Г

Упражнение 2.

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

Урок 78. Предложение и текстУрок 78. Предложение и текстУрок 78. Предложение и текстУрок 78. Предложение и текстУрок 78. Предложение и текстУрок 78. Предложение и текстУрок 78. Предложение и текстУрок 78. Предложение и текстУрок 78. Предложение и текст

1 3 6 2 7 8 4 5

Правильный текст

1Мама подарила мне слона.

3 Он был серый плюшевый с большими ушами.

6 Когда я их увидел, я сразу сказал, что буду звать его Дамбо.

2 Дамбо понравился всем моим друзьям.

7 Они хотели поиграть с ним и просили меня поделиться. 8 Но мне только подарили эту игрушку.

4 Поэтому делиться я не хотел.

5 Но потом я понял, что друзья важнее, и поделился игрушкой.

Неправильный вариант ответа:

Любые другие комбинации

Упражнение 3.

Правильный вариант/варианты (или комбинации):

1 Ёжик несёт домой ужин.

2 Маша магазин домой я ем.

3 Рита убирается в своей комнате.

4 Лес ожил после зимы.

5 Рабочие быстро выстроили небоскрёб.

Все остальные варианты ответа.

Упражнение 4.

Правильный вариант/варианты (или комбинации):

[Привлеките внимание читателя с помощью яркой цитаты из документа или используйте это место, чтобы выделить ключевой момент. Чтобы поместить это текстовое поле в любой части страницы, просто перетащите его.]

Урок 78. Предложение и текст

Неправильный вариант/варианты (или комбинации):

Все остальные комбинации ответов.

Упражнение 5.

Правильный вариант/варианты (или комбинации):

Урок 78. Предложение и текст

Неправильный вариант/варианты (или комбинации): любые другие варианты