Урок 8. Что такое обращение

Поделиться:
Конспект урока

Название предмета: Русский язык

Класс: Третий класс

Номер урока: № 8

Раздел: «Предложение»

Тема: Что такое обращение.

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

Обращение – это слово или сочетание слов, называющее того (лицо или предмет), к кому обращена речь.

Если обращение стоит в начале предложения, то оно выделяется восклицательным знаком или запятой.

Тезаурус (перечень терминов и понятий, введённых на данном уроке): Предложение; обращение.

Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц):

Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 24-26.

Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 12.

Канакина В. П. и др. Русский язык. 3 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011.

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии):

http://resh.edu.ru

www.prosv.ru

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Обращение – это слово или сочетание слов, называющее того (лицо или предмет), к кому обращена речь.

Если обращение стоит в начале предложения, то оно выделяется восклицательным знаком или запятой.

Иван! Я жду тебя.

Иван, я жду тебя.

Если обращение стоит в середине предложения, или в конце, то оно выделяется запятыми.

Смилуйся, Государыня рыбка! Чего тебе надобно, старче?

Разбор типового тренировочного задания

ТВ – 1. базовый уровень сложности.

Тип – выделение цветом.

Текст вопроса.

Прочитайте диалог из сказки. Выделите цветом предложения, в которых нет обращения.

– Здравствуй, сестрица! Что ты кушаешь?

– Рыбку.

– Сестричка, дай мне попробовать.

– Ты, братец, ступай на реку, опусти хвост в воду. Сам наловишь!

Правильный ответ.

– Здравствуй, сестрица! Что ты кушаешь?

– Рыбку.

– Сестричка, дай мне попробовать.

– Ты, братец, ступай на реку, опусти хвост в воду. Сам наловишь!

Алгоритм выполнения задания:

  1. Прочитайте задание.
  2. Определите опорные слова задания.
  3. Расскажите, как вы будете выполнять задание.
  4. Проверьте, правильно ли рассказали.
  5. Вспомните, что такое обращение.
  6. Прочитайте предложения.
  7. Определите, в каких предложениях есть обращения.
  8. Выделите цветом предложения, в которых отсутствуют обращения.

8. Проверьте, правильно ли выполнили задание.

Разбор типового тренировочного задания

ТВ – 2. Базовый уровень сложности.

Тип – подчёркивания.

Текст вопроса

Прочитайте диалог. Подчеркните обращения.

– Мышонок, отчего у тебя нос грязный?

– Землю копал.

– А зачем копал?

– Норку делал.

– Для чего норку делал?

– От тебя, Лиса, прятался.

Правильный ответ

– Мышонок, отчего у тебя нос грязный?

– Землю копал.

– А зачем копал?

– Норку делал.

– Для чего норку делал?

– От тебя, Лиса, прятался.

Алгоритм выполнения задания:

  1. Прочитайте задание.
  2. Определите опорные слова задания.
  3. Расскажите, как вы будете выполнять задание.
  4. Проверьте, правильно ли рассказали.
  5. Вспомните, что такое обращение.
  6. Прочитайте предложения.
  7. Определите, в каких предложениях есть обращения.
  8. Подчеркните обращения.
  9. Проверьте, правильно ли выполнили задание.